Олег Чернов: «Барабаны для меня огромный интересный мир, который мне никогда не надоедает»

Я очень много внимания уделяю мелочам, так как из них и формируется основная техника и звукоизвлечение на барабанах.

Я читала, что ты разработал свою концепцию обучения. На каких школах она основана или это твои личные наблюдения и выводы?

В целом моя программа обучения строится на основных упражнениях из мировой практики, встречающихся в разных школах разных лет, от постановки рук до развития техники и музыкальности, но есть достаточно много и моих личных упражнений, которых нет больше нигде.

Я очень много внимания уделяю мелочам, так как из них и формируется основная техника и звукоизвлечение на барабанах в будущем.

Любопытно, к каким мелочам ты столь внимателен?

Чтобы развить общую технику рук надо развивать пальцы в отдельности, поэтому у меня есть ряд упражнений на развитие замка, а также других пальцев для развития отскока и контроля игры.

У тебя много учеников? И кого больше – девушек или парней?

Начинал я обучать одного парня в 2010 году, знакомого моего первого преподавателя, потом постепенно стали появляться и другие люди. Сейчас у меня достаточно много учеников абсолютно разных возрастов и профессий, много кому из них за 30. Немало и девушек, но больше конечно парней. У всех разные цели: кто-то занимается для себя, кто-то хочет связать с этим свою жизнь, были и те, кто уезжал в Москву или Петербург, продолжая играть и развиваться там.

Как проходят твои занятия с учениками, у тебя есть какая-то схема?

Конечно у меня есть программа обучения, которую я тщательно прорабатывал и дополнял не раз. Мой принцип — от простого к сложному, стараться объяснить человеку доступным языком более серьезные вещи, а также я стараюсь не давать сразу много упражнений, все постепенно, больше работая над качеством и запоминанием материала.
Обучение начинается с занятий на пэде. Я ставлю ученикам основу на руках, затем переходим к установке, развиваем ноги, после этого уже координируем руки с ногами. Если человек еще делает домашнее задание, которое я задаю, то результат виден практически сразу.
Постепенно, когда мои ученики достигают хорошего уровня, мы разбираем сложные интересные упражнения – строим аранжировку, оркестровку.

Как ты считаешь, реально научиться играть самому, скажем по видеоурокам или можно «наломать дров» и нужен обязательно наставник, который задаст направление?

Я категорически не советую начинать обучаться на барабанах самостоятельно, здесь очень много основ, которые лучше объяснит преподаватель и укажет на ошибки, тут невозможно учиться и не ошибаться. Самостоятельная игра рано или поздно заведёт в тупик, а работа с преподавателем направит в нужную сторону и сэкономит кучу времени, а вот потом уже можно будет продолжать самостоятельно. Я получал основу с двумя преподавателями в течении 7 лет.

Как часто и сколько по времени, на твой взгляд, нужно заниматься?

Самое главное — заниматься регулярно, можно каждый день, можно через день. Не стоит забывать о том, что в первые 30-40 минут занятий идет только разминка, поэтому желательно заниматься от трех часов и больше. Не стоит за это время играть много упражнений, лучше проработать что-то конкретное, больше опять же работать над качеством, и больше тренировать то, что дается сложнее, а не то, что проще играть.

Как ты сам стал барабанщиком? Почему выбрал именно этот инструмент?

Это получилось случайно. В музыкальную школу я пришел, чтобы записаться на гитару, но когда увидел ударную установку, мне стало интересно, как один человек может на этом всем играть одновременно и решил идти на отделение ударных. В итоге это меня увлекло так, что я забыл полностью про гитару.
И вот уже 17 лет барабаны для меня огромный интересный мир, который мне никогда не надоедает, хочется идти дальше, постоянно развиваясь. Считаю, что здесь можно учиться бесконечно. Я постоянно узнаю много нового из барабанного мира, от техник и ритмов, до настройки инструмента и записи в студии. В настоящее время стараюсь развиваться в разных стилях, углубляться в конкретные из них и понимать, как там правильно работать со звукоизвлечением и динамикой. Самое главное для меня играть максимально музыкально.

Как относились родные и близкие к твоему увлечению музыкой? Они тебя поддерживали?

На тот момент, когда я увлекся музыкой, я серьезно занимался спортом, тренировался в футбольной школе. Родители и близкие не одобряли моего музыкального увлечения и считали, что это временно, и что я брошу, но я продолжал учиться и играть никого не слушая. Наверно благодаря своему желанию и упорству я и остался предан барабанам.

Когда ты учился, была ли возможность купить тренировочный пэд или вы делали их сами?

Возможность купить конечно была, но не было такого разнообразия, как сейчас. Многие барабанщики делали сами и пэды, и подушки с песком, используя конструкции для сушки вещей и разную резину.

Ты же сейчас сам занимаешься изготовлением пэдов. Расскажи, пожалуйста, подробней о процессе.

Да, я сейчас изготавливаю тренировочные пэды и подушки с песком для своих учеников. Тренировочные подушки я еще начинал изготавливать для себя, позже решил, что могу делать и для других. Несколько лет я использовал пористую резину, но как попробовал вакуумную, понял, что это то, что нужно, и мой процесс изготовления перешел на новый уровень. Я не использую никаких станков по причине того, что у меня их нет, весь процесс изготовления идет вручную.

Какие барабанщики тебя сейчас вдохновляют?

Абсолютно разные, но больше те, кто занимается сессионной работой: Benny Greb, Mike Johnston, Thomas Lang, Ash Soan, Chris Coleman, JPBouvet, Eric Moor, Gerald Heyward, Marco Minnemann, Anika Nilles и многие другие.

А кого-то из русских барабанщиков мог бы выделить?

У нас мне нравятся: Максим Малышев, Игорь Джавад-Заде, Павел Лохнин, Дмитрий Винников, Дмитрий Фролов, Борис Лифшиц, Игорь Олейников, Василий Руденко и другие.

Как ты считаешь, какими качествами должен обладать барабанщик?

В первую очередь быть ответственным, так как на барабанщике держится основа ритма и темпа, иногда экспрессивным, иногда хладнокровным. Вообще должен уметь ровно играть, свободно играть под метроном и чувствовать время.

Помнишь ли ты свой первый выход на сцену? Как это было, какие эмоции ты испытывал?

Первый раз вышел на сцену в далеком 2001 году с джазовым оркестром в парке, но зрителей было немного, поэтому я особо не переживал. А вот как рок музыкант я впервые выступал через два года, клуб был забит, вот тогда-то я сильно волновался и плохо спал ночь накануне концерта. Но я сделал свое дело, и все прошло великолепно, я испытал сильные эмоции, получил адреналин и заряд от публики, мне это понравилось и хотелось еще и еще получать эти эмоции дальше.

Как-то разминаешься, готовишься перед выходом на сцену?

Разумеется готовлюсь, концерт — это ответственная задача. У меня приличный цикл разминки: начиная от простой физзарядки и разминки рук, заканчивая игрой на пэде в гримерке.

Что бы ты посоветовал начинающим барабанщикам?

Конечно больше практики, больше заниматься, главное — правильно понимать что делаешь, составлять план занятий, больше работать над сложными упражнениями, много заниматься под метроном и слушать много разной музыки, не зацикливаться на одном стиле.

Интервью провела Евгения Кантор

Реклама