Уникальная статья об освоении рудиментов, написанная барабанщиком-виртуозом Владимиром Прокофьевым. Здесь вы узнаете множество скрытых нюансов и сможете применить их для развития собственных навыков игры.
Рудименты – азбука барабанщика, это известно всем. И необходимость их освоения, для тех, кто хочет достигнуть серьёзного исполнительского мастерства на ударных, очевидна.
Аналогично тому, как в азбуке буквы складываются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения, простые рудименты комбинируются в более сложные, составные, из которых так же получаются фразы и предложения. Из фраз могут состоять брейки, переходы, заполнения туттийных фрагментов, с выделением синкоп, вариативное обыгрывание какого-нибудь ритмического рисунка, или риффа.
Фразы так же являются частью предложений, простых и сложносочинённых, составленных в одно соло. Соло, это своего рода рассказ и рассказчик тем интересней, чем больше его словарный, а в данном случае рудиментальный, запас. Но помимо информативной стороны рассказа, есть ещё и артикуляционная составляющая, не менее важная. Ведь рассказчика с отличной дикцией, слушать, гораздо интереснее, чем с невнятным шамканием, эканием и словами паразитами.
Инструменты ударной установки ( малый и большой барабаны, томы, хай хет и тарелки) относятся к разряду шумовых инструментов, то есть без определённой высоты звука. Но такими важнейшими музыкальными параметрами как: ритм, динамика, штрихи, той самой артикуляционной составляющей, они обладают. Безупречное владение артикуляцией, делает игру, в целом, очень гибкой и выразительной. И в этом заслуга рудиментов, ключевая. Ведь не смотря на то, что звукоизвлечение на ударных импульсивное, благодаря различным комбинациям ударов, можно добиться разных штрихов, как легато, так и стаккато. Например в чередовании двойных и одиночных ударов в парадиддлах, есть и легато и стаккато. Двойные удары сыгранные одной рукой звучат более сглажено, чем два удара сыгранных двумя руками попеременно. К тому же они тише одиночных, что добавляет игре динамический оттенок, эффект которого усиливается ещё и акцентированными ударами. А если к этим выразительным средствам прибавить так же и тембральные особенности ударной установки, то мы получим поистине безграничные возможности для самовыражения.
Но аппликатура, динамика и штрихи, это ещё не всё, что необходимо для действительно правильного исполнения рудиментов. Есть очень важная деталь, о которой никто не говорит и это никак не освещается. Речь идёт о способах нанесения ударов под разным углом и с разных положений, то есть комбинированная игра, в которой при исполнении рудиментов одновременно участвуют два хвата: немецкий и французский.
Если понаблюдать за тем, как на разных видеороликах исполняют рудименты, то невольно обращаешь внимание на скованность в игре и зажатость в движениях. Это объясняется тем, что все удары: двойные, одиночные и акцентированные, играются в одном хвате – немецком. Рука после удара, возвращается в ту же точку, из которой она его наносила. То есть и удар, и откат после удара, происходит по одной траектории, в одной плоскости. Это нормальная и естественная ситуация, для одного, единственного удара, за которым не последует другой. Серийное же исполнение ударов, с одного положения, приводит к неминуемому зажиму, от которого не спасает, даже, нанесение их с разным уровнем громкости. Выход один: удары должны производиться в разных плоскостях, с одновременным применением всех захватов: французского, американского и немецкого. Где американский захват является неким средним положением, в котором так же производятся удары и через плоскость которого, проходит траектория руки, когда ей нужно перейти из французского хвата в немецкий и наоборот.
Таким образом, играя во всех плоскостях, руки постоянно меняют положения, не оставаясь подолгу в каком-нибудь из них одном. Задействуется большее число групп мышц, позволяющее их чередовать, ликвидируя напрочь всякую зажатость и выводя технику на совершенно другой уровень. Понятие захват немецкий, американский и французский, так же перестаёт существовать, потому что оно является некой статичностью, своего рода привязкой руки к какому то одному положению, со всеми вытекающими пережитками: скованностью движений, не позволяющих играть легко и быстро, утомлением, и как следствие, неприятных, болевых ощущениях в руках. Теперь есть только различные положения рук и возможность их равноправного использования. Задача эта, конечно, не лёгкая, так как надо будет самостоятельно находить: с какого положения начать играть рудимент, какое из положений использовать чаще, чем другие, как равномерно их распределить, что бы было максимально удобно и комфортно играть. Удобнее всего, взять партию отдельно какой то одной руки и проработать её, подобрав нужные положения, то есть, самые удобные, оптимальные. Затем выверенные движения на примере одной руки, перекопировать в другую руку, но при этом обязательно учитывать ритмический рисунок той партии, которая играется противоположной рукой. Затем предстоит соединить обе руки, и соединив поиграть очень медленно, внимательно концентрируясь на правильности всех движений. Можно даже не бояться их утрировать, так как в медленном темпе идёт запоминание того, что в быстром будет играться на автомате. Кстати, эта концепция игры рудиментов с разных положений рук не только никак не отразится на артикуляции, а наоборот, сделает игру ещё более выразительной. Это и будут по настоящему – правильно поставленные руки.