Что такое «техника игры»?

Статья Тома Мендолы (Tom Mendola) про технику игры.

Множество споров посвящены технике игры. Что же такое техника игры в целом? В этой статье я постараюсь пройтись по всем важным критериям. Я видел многих барабанщиков меняющих технику игры, так скажем «на ходу», что в свою очередь значит разные захваты палочек, техника рук и техника пальцев. В свою очередь, всё это ведет к изменению динамики и темпа. Эти изменения очень существенны и могут разниться от одного барабанщика к другому. Всё очень индивидуально и не может существовать два абсолютно одинаковых барабанщика. По сути, выражение «техника игры обозначает «следующее: естественные расслабленные движения, при которых извлекаются желаемые звуки, используя при этом как можно меньше усилии. Естественные движения подразумевают полноценные движения с наименьшей сопротивляемостью и с наивысшей расслабленностью. Настоящим вызовом для барабанщиков является эти самые движения и применения их в игре, избегая все «ненужные усилия» которые в свою очередь создают напряжения в мышцах.

Как-то раз, я наблюдал за своим котом и заметил, что для поднятия всей лапы он использовал не всю лапу в целом, а лишь некоторые ее мышцы, тогда когда остальная часть лапы была полностью расслаблена. Тогда я понял, что это можно применить и в технике игры на барабанах. Я пробовал поднимать и опускать руки, ноги, запястья и пальцы без какого-либо усилия. Попробуйте сами расслабить руки и плечи при этом поднять предплечья и повторить это несколько раз, опуская и поднимая. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что никаких усилий для выполнения упражнения Вы не предаете.

Помните про энергию отскока. В начале обучения Ваши руки, ноги, запястья и пальцы интуитивно будут стремиться дать как можно больше энергии для удара. Нам нужна абсолютно противоположная цель, а именно полная расслабленность при игре. Очень важно давать палочкам отскочить от пластика, а не «вкапывать их». Без расслабленности нет хорошей техники, поэтому нужно тренировать в себе эту расслабленность и учитывать гравитацию при игре.

Перейдем к захвату палочек. Именно с неправильного захвата исходят все дальнейшие проблемы. Слишком сильный захват может вызывать боль в руках, пальцах, запястьях и даже в спине. Захват палочки с помощью большого и указательного пальца должен быть надежным до такой степени, чтобы палочка не выпала, и, не таким сильным, чтобы дать палочке возможность отскочить. Палочка должна двигаться с помощью собственной энергии. Поэтому, когда барабанщик думает, что, вот-вот он потеряет контроль над палочкой, он начинает сжимать её сильнее, этим он гасит энергию палочки и расходует свою энергию на это.

После того, как Вы овладеете контролем над собой, руки, запястья, пальцы и ноги, стопы должны будут развиваться отдельно до достижения естественных движений. Каждый мускул должен принимать непосредственное участие в движении, которое подразумевает техника. Этому я и учу своих учеников, пришедших на первое занятие.

Начав играть на тренировочном пэде, расположите большой палец ровно над палочкой, остальные пальцы должны равномерно распределиться на палочке. Положите конец палочки на середину пэда и проделайте волнообразное движение описанное ранее. Поднимать палочку следует очень медленно. Пронаблюдайте за движением, оно должно быть очень ровным. Если же Вы не занимались этим раньше, Вы заметите, как палочка отклониться от нужной нам траектории. Это неприемлемо и значит — что-то Вы делаете неверно. Необходимо, чтобы Ваши мышцы запомнили все эти нехитрые движения, и, добиться этого можно только со временем и с практикой. Обычно именно левая сторона (у правшей) совершает не естественные движения. Над этим Вам придется поработать. Очень важно, чтобы мышцы запомнили правильные движения. Мало того, такому барабанщику будет сложнее развиваться в дальнейшем, а может и вовсе возникнет тупиковая ситуация.

Вот некоторые проблемы, с которыми может столкнуться начинающий барабанщик:

  • Техника захвата сформирована не до конца, что повлечет за собой потерю контроля над палочкой.
  • Слишком сильный захват не даст палочке отскакивать.
  • Естественное движение в руках может быть упрощено, изменено или вообще не использовано. Соответственно, мышцы, отвечающие за движение — не развиваются, ничего не запоминают.
  • Руки, плечи и шея напряжены тогда, когда в этом нет необходимости. Это происходит, потому, что тело пытается компенсировать несформировавшийся захват.
  • Пальцы не участвуют в отскоке, а должны, что бы снимать напряжение с запястий
  • Пальцы не развиты вообще
  • Пальцы развиты, но не участвуют в отскоке вместе с запястьями.
  • Руки, запястья и пальцы не создают плавное движение.
  • Плавное движение ногами не используется. Мышцы ног не развиваются правильно.
  • Полное движение ноги, лодыжки и бедра не развиты, что может быть причиной недостаточной мощности, скорости и контроля.

Как я применяю свои знания

Занимаясь с детьми. Процесс обучения не должен быть очень серьезным. Для ребенка важно поиграть на барабанах немедленно, не важно, правильно или нет. Развитие техники должно играть последнюю роль в обучении. Лучшим вариантом будет просто дать палочки, беруши и разрешение играть на установке так, как ребенок захочет. В то время пока он будет изучать каждый звук на установке, можно напомнить ему, как правильно держать палочки и основные движения описанные ранее. Следует сказать, что дети учатся очень быстро, чем моложе ребенок, тем быстрее он учится. Нужно быть очень внимательным при объяснении, не утомлять его рутиной, он может потерять так же быстро интерес к барабанам, как и приобрел его. Помните, он не сможет выполнять всё то, чему вы его учите, по одной простой причине — это его рост, но главное то, что в голове. Многие дети легко утомимые, многие гиперактивные, и, это нормально. Барабаны привлекают их потому, что они видят тот объект, куда можно эту энергию направлять. Дети очень хорошие слушатели, они буквально впитывают всё то, что Вы говорите или делаете. Главное, не давать им повода забросить барабаны.

Занимаясь с новичками. Новички очень быстро обучаемы, главное должно быть много практики. Они должны заниматься над своей техникой определенное время, но большую часть времени лучше посвятить простой игре. Большинство времени должно быть посвящено развитию грува и ровной игре.
Средний уровень. Начинаются проблемы тут. Барабанщики этих уровней имеют довольно богатый вокабуляр, но всё же, не способны выдать нечто большего из-за сформировавшейся музыкальной ограниченности. Таких барабанщиков можно разделить на несколько категории: самоучки и мало обученные, но при этом, оба типа играют не первый день. Обе этих категории застряли на одном и том же этапе развития и довольно ограничены в плане игры. На этой ступени, барабанщики должны сфокусироваться на том, как движется их тело, научиться правильной технике будет довольно сложно, имея за спиной не малый опыт, но это того стоит. Очень приятно наблюдать за учениками, которые с легкостью играют то, что они раньше играть не могли из-за ограниченности.

Продвинутые и профессионалы. Я объединил эти две категории барабанщиков потому, что продвинутый ученик это почти что профессионал. Тут необходимо выделить тот момент, когда барабанщик, будучи профессионалом, делает довольно большой перерыв после долгих месяцев практики. При этом теряется опыт, поэтому очень важно практиковаться как можно чаще. Обычно, с такими студентами мы прерываем обучение в определенный момент потому, что им необходимо применить на практике то, что они узнали. Это делается для того, что бы выделить их прогресс. Имея дело с профессионалами, переучивание не вызовет почти никаких затруднений, нужно просто основываться на том, что им уже известно, что они уже умеют, то есть, определенным образом «достроить». Это возможно и с некоторыми студентами среднего уровня.

Метод и процесс. Как я уже объяснил ранее, обучение стоит начинать с естественных телу движений, движения ног и рук. Затем последуют упражнения для развития мускульной части, которые обособляют эти движения и образуют выносливость и только после достижения этой цели можно переходить к упражнениям с отскоком палочек. Напомню еще раз — в упражнениях должна присутствовать максимальная расслабленность. Далее, должен развиваться отскок пальцами. Для большей мощности последует развитие движения всей рукой. В конечном результате, все движения сливаются воедино, образуя правильный удар палочкой. Хочется добавить, что для игры щеточками, игры на тарелках, малом барабане и двумя бочками предполагается своя отдельная техника.
Я искренне надеюсь, что мой опыт будет полезен для Вас. Помните, никакие написанные слова не заменят «живого» учителя. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Бросайте себе вызов и выигрывайте.

2007 г. Том Мендолла. Все права защищены.

Реклама