Создаем лупы сами

Честно говоря, я уже даже не помню, как сделал свой первый семпл для барабанов. Мне кажется, я написал для какого то, уже давно забытого, трешового ужастика восьмидесятых годов. По-моему, этот семпл тогда занимал ЦЕЛУЮ дискету. Я пишу эту статью для того, что бы рассказать вам, как писать барабанные семплы, которые будут звучать, как акустические барабаны. Но не забывайте, я сейчас буду описывать лишь привычный и удобный для МЕНЯ метод. Вам же стоит в первую очередь опираться на аппаратуру, имеющуюся в наличии, и музыку, для которой семплы будут писаться.

В большинстве своременной музыки используют барабанные семплы. Это может быть мелодия, которая вдохновила композитора, или звук, которым он решил завершить свое произведение. В любом случае, «конвейерное производство» семплов превратилось как в способ заработать на жизнь, так и в очередную обязанность барабанщиков. Если вы ищете какой-то новый источник семплов — стоит посидеть за компом и поклацать мышкой — глядишь, напишите свои.

В написании своих собственных семплов нету ничего сложного. В первую очередь важно переслушать прорву музыки, в которой много электронных звуков (т.е. в наше время можно слушать практически любую). Это поможет вам «настроить» уши на должное звучание семплов и понять, какие звуки сейчас в моде. Часто бывает тяжело понять, комбинацию каких именно звуков ты слышишь. Бывает такое, что звучат семплы, запрограмированные барабаны, электронные барабаны, акустические, или все это вместе взятое. Но не пугайтесь такого изобилия. Вы будете развивать в себе способность отделять все эти звуки друг от друга. Если у вас есть друзья, которые уже используют семплы на концертах или в записях — вытаскивайте их на пиво и постарайтесь узнать все, что знают они. Опыт «реальной жизни» — бесценен.

Один из ключей к успеху — понимание, какая именно аппаратура вам нужна. Кроме того, что вы читаете эту статью, и возможно, прочитали много других, посвященных именно барабанным семплам, вам стоит взяться еще и за статьи про клавиши и синтезаторы. Зачем? Да потому что в статьях и журналах часто можно встретить рекламы или описания необходимого вам оборудования! Еще один источник полезной информации — музыкальные магазины, официальные диллеры фирм в ваших регионах. Заставьте себя вылезти из-за барабанов и пройтись по всем отделам магазина — это целый новый мир!

Нельзя забывать

В первую очередь не стоит забывать, что желания клиентов превыше всего. Что ему(клиенту) нужно? Хочет ли он создать семпл на один такт, два такта, или целый набор на двенадцать тактов? Так же стоит помнить о том, зачем делаются эти семплы — для живого выступления, для демо-записи, диска? От ответов на эти вопросы зависит, собственно, сам процесс работы. Например, у какого-нибудь музыкального рекламного ролика будет, скорее всего, ограниченный бюджет. Чем больше бюджет, тем больше времени можно потратить на запись семплов. Я был свидетелем таких проектов, где целый день тратился на запись пары одно/двух-тактовых семплов. С другой стороны, бывало такое, что я приходил на запись рекламного ролика, и уходил через десять минут, уже выполнив свою работу. Зачастую клиент получает именно то, что он хочет. Особенно легко с рекламными роликами — там заказчик обычно уже знает, что за мелодия должна быть, и хочет просто слегка ее переделать, что бы не покупать лицензию.

Во вторых — музыка. В каком стиле должны быть записаны семплы? Это может быть что то цифровое, либо какое-то альтернативное шлюпанье, или еще черт знает что. Вы должны быть готовы столкнуться со всем, чем угодно. В моей студии в Лос Анжелесе бывали случаи, когда я сталкивался с инструментами, о существовании которых даже и не подозревал. Такова жизнь. Нужно быть готовым ко всему.

В третьих — техническая сторона вопроса. Каков должен быть формат записи? Это может быть что угодно: хоть диск, хоть пленка. Это важно, потому что если отдать заказчику семплы не в том формате — это приведет к еще большим затратам сил и энергии. А ведь вас то нанимали наоборот для того, что бы облегчить жизнь. Спросите, в каком формате им нужны семплы. Это должны быть специальные дискли Roland серии VS, обычные компьютерные диски, записанные через Digidesign’s ProTools or MotU’s Digital Performer или пленка? А дальше вообще можно начинать трястись от страха и грызть ногти: частота, битрейт, эквалайзер,…. Но не бойтесь. Все это мы обсудим в этой статье.

Иногда очень неудобно разговаривать о мертвых президентах, но придется. Зеленые бумажки с их портретами имеют очень большое влияние и значение. После того, как все технические нюансы решены — обсудите с клиентом оплату ваших трудов. Любые непонятки и недоговоренности в дальнейшем могут привести к конфликтам. Хоть и хочется получать денюжку за свою работу, поначалу советую вам хвататься за все, что будет подворачиваться под руку. Даже, если бесплатно. Как раз будете набираться опыта.

О чем думать во время семплирования?

С домашней работой покончено, требования клиентов оговорены, пора возвращаться в студию. Определитесь, все ли необходимое оборудование у вас имеется? Если что, друзья всегда готовы помочь. Как только вы собрали все вместе — приступайте к работе. Решите, будут ли семплы MIDI, акустические, или смешанные. И начинайте творить. Не все ваши творения попадут в руки к клиенту, но не останавливайтесь. Может быть, ваши черновики пригодятся в дальнейшем.

Когда вы отписали материал — не торопитесь побыстрее сдать его. Тяните до упора. Переслушайте на следующий день, проиграйте на разных стерео-системах, включая магнитолы и бум-боксы.

Всегда перепроверяйте формат. Если с частотой еще и можно поколодовать на месте, то глубину звука исправить в последствии уже тяжело.

Формат звукового файла

Вот исток большинства проблем, которые возникают у новичков с цифровым аудио. Честно говоря, даже нам, уже бывалым ветеранам, тяжело с ним бороться. Лично мои проблемы возникают из-за недопонимания между мной и аппаратом, а вот у новичков в основном все завязано на отсутствии знаний и опыта. Уточните у клиента, какой аудио-формат ему необходим. Если клиент не знает — спросите звукорежиссера, или же посмотрите на звуковой аппарат клиента — и должны будете все понять. Аудио-файлы узнаются по 3/4-х буквенному разрешению через точку после названия файла.

Вот некоторые из самых популярных аудио-форматов:

AIF (Audio Interchange Format). Это компьютерные файлы, наиболее распространенные на макинтошах, но под windows их тоже можно считывать. Эти файлы могут быть моно, разделенным стерео или перемежающимся стерео. Разделенное стерео представляет из себя два аудиоканала, назовем их «правый» и «левый», которые между собой связаны. Перемежающееся стерео представляет из себя один канал (один стерео-файл). Большинство программ для работы со звуком могут считывать все три типа AIF файлов, в то время как для большинства аудио-воспроизводящих устройств проблем не представляют только первые два. Этот формат позволяет работать с большим спектром как частоты звука, так и глубины.

SDII (Sound Designer II Format). Этот формат, придуманный фирмой Digidesign очень похож на AIF. Обычно стерео в этом формате — разделенное, но может так же быть и перемежающимся. В таком случае аудио-дорожки должны быть сначала сведены в одну, прежде чем проигрываться, например, на CD-плеере. Этот формат является стандартным для MotU’s Digital Performer и Digidesign’s ProTools.

WAV (Microsoft Windows Audio Format). Это компьютерный аудио-формат, который в первую очередь ассоциируется с Windows. Но Mac’и тоже могут считывать этот формат. Поддерживает любые семплы, частоты и уровни глубины звука, а так же и моно, и стерео тоже.

MP3. Аудио-формат, в котором используется очень сильное сжатие звука. Обычно используется в интернете, на портативных плеерах, и для презентаций. Размер mp3 файла раз в десять меньше, чем размер wav или aif той же длительности.

RX2. Этот формат используется программами от Propellerhead. Уникальный формат, в котором содержится уже встроенная информация, позволяющая сжимать файл и работать с ним, не сильно изменяя качество звучания. Так же в нем содержится MIDI информация обо всех таймингах, что позволяет работать с семплами гораздо легче.

Частота дискретизации 

Частота дискретизации — это грубо говоря количество раз в секунду, сколько была запечатлена кривая звука. Качество записей на обычных CD — 44.1К, т.е. за секунду кривая звука фиксируется 44.100 раз. Именно такая величина была выбрана для записей, потому что она покрывает весь спектр звуков, доступный человеческому уху.

Стандартная частота дискретизации: 22,05К. Для мультимедиа и интернета: 44,1К. Для Аудио-дисков: 48К. Для видео: 95К.

Глубина бита

Это количество элементов двоичного кода (0 и 1), используемых для того, что бы описать каждый «снимок» кривой(диаграммы) звука). Чем больше битов, тем более четкий звук. Хоть на аудио-дисках используют 16 бит, сегодня стандартом стали 24 бита. Чем больше битов — тем больше спектр звука.

Аппаратура

Когда я только начал делать семплы, развитие этой технологии было еще на том этапе, когда работа эта была трудоемкой и тяжелой. К тому же, тогда не было качественных записывающих устройств для дисков, и не было практически никаких компьютерных программ для работы со звуком. Заполучить в свое распоряжение компьютер было тяжело и дорого. Семплы и лупы писались на отдельных «семплерах». А все редактирование производилось на базе цифр, которые означали семплы в секунду, или же вообще на слух. Однако в последние лет десять все это очень сильно изменилось и облегчилось.

Мой набор аппаратуры для создания семплов и лупов очень прост. В зависимости от заказа, я пользуюсь либо Roland VS-2480 либо Macintosh G4 с аудио — интерфейсом Mark Of The Unicorn 828. Оба набора стоят практически одинаково.

VS-2480 — это просто целая студия в коробке. Встроенные усилители для микрофонов, расширенный набор эффектов, полу-автоматические микшеры. Нужно просто пропустить через него звук — и на выходе я получаю аудио-диск. А если подключить к нему монитор, мышку и клавиатуру — получается что то вроде компьютера, заточенного под работу со звуком. К тому же, еще ни разу не слышал, что бы этот агрегат ломался. Чего не могу сказать о компьютерах.

Я всегда был помешанным на компах. Мой первый компьютер — Apple Macintosh я купил в марте 1984, и с тех пор через мои руки прошло куча маков. На сегодняшний день я работая на компьютере на базе 800Mhz iMac G4 и MotU 828. Этот компьютер маленький, быстрый, легкий, от экрана не устают глаза, что очень важно, т.к. я очень много времени провожу за ним.

Что бы доставить семплы клиенту, вам понадобится CD-дисковод. Сейчас он идет на всех компьютерах, а на моем стоит даже DVD! (В этом вопросе статья слегка устарела).

Так же вам понадобятся какие-нибудь колоночки, что бы слушать свои произведения. Не используйте стерео колонки! Есть много хороших и не  дорогих студийных колонок, как активные, так и пассивные. Они обеспечат вам именно то звучание, которое позволит трезво оценить свою работу.

Разумеется, есть и гораздо более дешевое оборудование для работы дома. Не буду подробно обсуждать, но вам стоит обратить внимание на Roland SP-303 Phrase Sampler, и недавно появившийся Roland MC-09 Phrase Lab. У последнего есть очень много фишек, которые обычно бывают о программного обеспечения (его мы обсудим позже). В обоих используются недорогие карты памяти Smart Media для того, что бы хранить и перемещать информацию. Да и сами наборы не очень дорогие, и могу сослужить очень хорошую службу для новичков.

Программное обеспечение

Не смотря на то, что многие семплеры используют программное обеспечение, которое регулярно обновляется, их интерфейс остается интуитивным. С компьютерами это не так. За последние несколько лет рынок программ для работы со звуком для компьютеров просто взорвался. И теперь на программном уровне доступны многие вещи, которые раньше были доступны только на железном.

Записывающим системам на базе компьютеров требуется и железо, и программное обеспечение, что бы они заработали. Я уже знаю, что да как, ибо подобными вещами я пользуюсь с восьмидесятых годов. Для себя я выбрал Mark Of The Unicorn’s Digital Performer для работы с семплами и MIDI. Нет смысла учить какие то новые программы, пока нет в этом необходимости. Digital Performer это программа для Mac’Ов, которая делает колоссальную работу, обрабатывая и обычное аудио, и MIDI. Есть еще программы, которые так же хорошо справляются с обоими форматами. Например, Emagic’s Logic и Steinberg’sCubaseVST (и на Mac и на PC),Digidesign’s ProTools, на мой взгляд, лучшая программа, но ей не хватает как раз таки интегрированного модуля MIDI. И вообще, скоро первое место в рейтинге может занять Apple, которые недавно выкупили Emagic. Яблоки уже оторвали солидный кусок видео-рынка, купив Avid (дочернюю компанию Digidesign), и вот теперь нацелили свой алчный взор и на аудио-рынок.

Хоть инструменты для работы с семплами и лупами есть во всех перечисленных мною программах, я пользуюсь исключительно Peak 3.1 от Bias.Inc — программой только под Mac. Она может импортировать и экспортировать большинство аудио форматов и накладывать эффекты. Но лучшая ее фишка называется Loop Surfer. Она позволяет задавать начальный и конечный семплы основываясь на ритме и темпа, а затем перетаскивать эту «семпл-сетку» в любое место трека, в процессе воспроизведения, что сильно облегчает работу. Эта функция сберегла мне кучу времени и нервов, и сама по себе, даже без самой программы, уже стоит своих денег. Подобные вещи есть и на PC, поэтому найдите себе гуру в этом вопросе, и поговорите с ним.

Для того, что бы записать вашу работу на CD, вам понадобится какая нибудь программа типа Toast от Adaptec. Облегченная версия этой программы (только для Mac’ов) обычно идет в комплекте с дисководом. В сфере PC популярна программа Easy CD Creator, и, скорее всего, будет тоже идти в комплекте с дисководом. Расширенные версии обеих программ имеют больше функций и могут быть куплены впоследствии.

Хоть весь этот софт и позволяет вам создавать семплы и лупы, есть несколько программ, которые могут радикально модифицировать их, и создавать семплы с барабанами, перкуссией, цифровыми звуками прям в вашем компьютере! Т.к. композиторы часто используют похожие или одинаковые семплы, есть такая программа, как Recycle от Propellerhead. Среди всего прочего, она позволяет менять темп без изменения тональности, и наоборот. Все это не возможно было бы без современных компьютерных технологий. Вы можете провести кучу времени, знакомясь с последней упомянутой мною программой. Поищите ее демки, и проникнетесь!

Ну а теперь, давайте поделаем семплы!

Пример создания лупа

Т.к. эта статья о лупах и семплах, которые звучат акустически, я запишу альтернативный грув в темпе 88, для примера. О всех своих микрофонах, усилителях и прочем я расскажу потом, а сейчас просто воспользуюсь моим Roland V-drums.

sozdaem_svoi_loopi

Рис. 1. Уровень между 75-100% уменьшит колебания во время записи барабанов

Во время записи как барабанов, так и любого другого инструмента стоит убедиться, что инструмент звучит четко и не «рассыпается». Это верно как для аналоговых (пленочных) магнитофонов, так и для цифровых записей. Аналоговое искажение совсем не радует ухо, а цифровое искажение — это вообще просто ад. Вы поймете, если услышите. Хорошо то, что цифровую запись всегда можно отредактировать. Однако запомните, что уровень искажения между  75-100 процентов — оптимален (рис.1)

На V-Drums установлены восемь выходов, так что создается впечатление записи настоящих акустических барабанов. В данном случае я пишу в семь «выходов»: бочка, малый, хет, стерео-тарелки и стерео-тома. Стерео тарлки пары томов содержат информацию о «панорамировании». Например, если четыре тома занимают только две дороги на записи, их звучание все равно будет слегка колебаться (в зависимости от уровня панорамирования). Что бы довести дело до конца, понадобятся четыре микрофона и четыре аудио-дорожки.

sozdaem_svoi_loopi_2
Рис. 2. Четыре главных окна Digital Performer.
Рис. 2 показывает четыре основных окна, которые используются для управления Digital Performer.
В окне «А» содержится информация о файле и контроллеры. В информационной панели можно увидеть некоторые вещи, которые мы ранее уже обсуждали. Справа можно увидеть частоту и глубину звука открытого в данный момент файла: 44.1К, 16-бит. Выглядит будто бы сейчас открыт CD-диск.Отдельные MIDI и аудио треки находятся в окне «B», но на картинке вы увидите только аудио-треки, ибо MIDI там банально нету. Возможность совмещать в этом окне MIDI b felbj — огромный плюс этой программы. Окно «С» — микшер. Вы добавляете тут эффекты и настраиваете эквалайзер.  Ну и «D» — это окно аудио-редактора. Здесь вы можете дорабатывать и править треки. Резать дорожки, передвигать их или вообще убирать некоторые моменты. Если весь семпл звучит хорошо, но вот только удар по малому не в тему, вы можете найти этот же семпл в другом месте трека, скопировать его, и перетащить в нужное место, заменив тот, в котором есть косяк. Если вы посмотрите на окошко «С» на рис.2, вы заметите, что я уже сделал микс для этих треков. Вывел уровни и громкость, задал панорамность, накрутил эффектов.

Я записал целых восемнадцать тактов барабанного грува, искренне надеясь, что получится их потом зацикловать. Если записать больше грува, чем нужно, вы автоматически дадите больше времени, что бы это все уложилось в голове, и как следствие, вероятность получения хорошего результата увеличится. Какие нибудь милисекундные расхождения и слегка разное звучание одних и тех же вещей (например, тарелок), создаст ощущение живой акустической ударки. Если записывать электронный луп — там звучание всегда последовательное и одинаковое. Временной аспект очень важен. Чем короче луп, тем сильнее будет чувствоваться, что просто зацикловали одну мелодию. Иногда это звучит круто, но зачастую — нет.

Во время второго прослушивания я использую функцию расставления меток, что бы выделить хорошо и плохо получившиеся места. Отмеченные места — это вероятные кандидаты на то, что бы их раскопировать. Расставление подобных меток экономит кучу времени впоследствии, когда начинается этап редактирования трека. Используйте функцию «зацикловать», что бы выявить возможные места для создания лупа. Красная стрелочка в окне «В» на рисунке 2 показывает двухтактовый луп, который я сделал что бы услышать, как такты 6 и 7 будут звучать подряд. Это оказалось хорошим решением и с музыкальной, и с композиционной точки зрения.

Вообще микширование — это очень сложная «мозговая» игра, когда вы работаете один и все зависит от вас. По собственному опыту могу сказать, что низы нужно выводить даже больше, чем вы можете подумать, что бы они зазвучали в лупе, иначе семпл получится постный. Всегда сверяйте то, что у вас получилось с тем, как звучат живые барабаны. Для этих целей я всегда держу под рукой диски «Ten Summoner’s Tales@ Стинга и «Steady Pull» Jonatha Brooke.

После прослушивания и маркировки я свожу все дорожки в стерео-файл. Теперь пришло время открыть стерео-трек в Peak.

sozdaem_svoi_loopi_3
Рис. 3. Микс в Peak
На рисунке 3 я использую программу Peak для того, что бы подправить и подредактировать трек. Однако будьте аккуратны, здесь можно случайно задеть любое место в треке, кроме лупа. Редактирование лупа похоже на какой то шаманский танец.
sozdaem_svoi_loopi_4
Рис. 4. Курсор расположен в начале волнообразного пика сразу после 6 такта.
sozdaem_svoi_loopi_5
Рис. 5. Завершение лупа в Peak
На рисунке 3 показан завершенный микс в Peak. Луп, который мы создали на тактах 6-7 выделен с помощью Loop surfer. Я уже знаю, где должен этот луп начинаться, и по этому прослушал весь микс еще раз сначала, и поставил паузу как раз перед 6 тактом. Я растянул луп на весь шестой такт и потом поставил курсов в начало волнообразной кривой, которая у меня получилась (рис.4). После запуска Loop Surfer вы можете выбрать, сколько раз повторится луп (8) и темп (88), и затем добавить «конечную точку». И Вуаля! Вот у вас отличный луп. Мамочка вами гордилась бы!Теперь луп выделяется и вставляется в новый стерео-файл, в котором и есть только этот самый луп. Работа почти окончена, но не совсем. Видите -ли, это луп на два такта,  и нам нужно будет проверить, как он будет звучать, если его ужать в один такт. С помощью Peak можно ужать луп даже до размера меньше, чем один такт, даже не прибегая к помощи Loop Surfer. Я написал маленькую программку (только для MAC), которая поможет вам выделить этот мельчайший размер — вы можете скачать ее на моем сайте (http://mikesnyder.net/SamplCalc2.0Folder.sea)

Вот и все

Сегодня все спорят, что есть хорошо и что есть плохо для барабанного звучания. Некоторые из моих лучших лупов были сделаны на старые микрофоны, которые обычно использовались просто для общей вызвучки комнаты. Экспериментируйте, делайте много лупов для себя. Это как играть рудименты — чем больше — тем лучше.

 

 

Реклама