TRX — не дедушкины тарелки!

Тарелки TRX. Очередная статья про молодые турецкие тарелки для барабанщиков, ревью и отзывы про TRX cymbals.

На протяжении последних десяти лет я воспринимал тарелки турецкого производства как что-то вроде Святого Грааля среди джазовых тарелок для старших профессиональных музыкантов или молодых джазовых ботанов. Однако все меняется. Сегодня и молодые, и старшие барабанщики, играющие различные стили музыки, добавляют турецкие тарелки в свои сеты, и не без причины. Железо ручной ковки из сплава бронзы B20 несомненно обладает выразительностью и музыкальностью. Тем не менее, современные музыкальные направления зачастую требуют от барабанщиков игры с атакой и немалой степени физического воздействия, что превышает возможности достаточно тонкого и деликатного в обращении джазового железа, которое, как правило, ассоциируется с турецкими производителями. И здесь на сцене появляются тарелки TRX Young Turks.

TRX существуют уже лет шесть или около того. Штаб-квартира находится в городе Студио (Studio City) в Калифорнии. Производство проходит на уже существующих турецких фабриках, которые также производят тарелки и для других брэндов. TRX позиционируют себя как фирма, производящая специфические, уникальные модели, соответствующие запросам молодых музыкантов, играющих современную музыку. Для вас, как для потребителя, это значит, что вы получаете тарелку, сделанную старым опытным мастером, но, по меньшей мере, в теории, с современным звучанием.

Сет, который я получил, состоял из нескольких тарелок, которые фирма выпустила за последний год: (1) из серии ICON 11″ splash, 12″ China, 16″ Stacker crash и 22″ heavy ride; и (2) из других серий 15″ BRT/DRK hi-hats, 19″ LTD China, 21″ MDM crash/ride и 22″ BRT crash/ride. Хотя эти тарелки изначально принадлежат к разным сериям, я тестировал их одним большим сетом и обнаружил, что они очень хорошо сочетаются – как визуально, так и по звучанию.

Новое лицо

Все серии тарелок, что я получил, сделаны полностью вручную из сплава бронзы B20 (восемьдесят процентов меди и двадцать процентов олова). Различия в дальнейшем процессе производства серий не так уж и велики. При изготовлении линейки ICON и MDM crash/ride используется традиционная ковка на нижней и верхней поверхности тарелки. ICON выполнены в отделке brilliant по средствам полировки (других отделок или лаковых покрытий нет), в то время как MDM выпускается с покрытием natural (т.е. классическая отделка, не блестящая). 16″ ICON crash перфорирован шестью большими вентиляционными отверстиями, каждое примерно два дюйма в диаметре. Поверхность 19″ LTD China обработана микро-ковкой сверху и снизу, чашка не обработана. Края выполнены в отделке brilliant, а остальная поверхность тарелки – в отделке natural.

BRT 22″ crash/ride не имеет ковки ни сверху, ни снизу, на тарелку молотком нанесено множество специальных царапин. Также, на мой взгляд, этот крэш имеет самую красивую отделку brilliant, которую мне когда-либо доводилось видеть. У верхней тарелки 15″ BRT hi-hat такая же прекрасная отделка. Нижняя часть хэта не обработана. Ковка есть только ближе к краю – восемь полос на поверхности тарелки.

На всем железе присутствует мастерски нанесенный черный логотип фирмы, выполненный ласкающим взгляд жирным шрифтом. На черных лого серии ICON, украшающих рабочую поверхность тарелок, кое-где не хватает краски, что придает им этакий вид изношенных джинсов, который говорит «может быть, я и молодой, но я не новичок». Логотипы серий BRT, MDM и LTD, выведенные жирным Times New Roman, являются свидетельством тотального помешательства на акронимах, которое сегодня, кажется, присуще всему новомодному (Кто-нибудь помнит, когда KFC последний раз называли полностью — Kentucky Fried Chicken?)

Единственное напоминание, чисто эстетического характера, которое тарелки TRX унаследовали от старого чудаковатого турецкого железа это черные штампы размеров. Например, на нижней стороне 22″ ICON heavy ride располагается страшненький жирный черный штамп «22” 55 cm». Я видел такие надписи и раньше, они красуются на большинстве турецкой продукции ручной работы, но крайне редко они встречаются на изделиях крупных западных или европейских фирм, которые обычно используют оригинальные дизайнерские шрифты. TRX следует взять это на заметку, или же не наносить размерных надписей вовсе. Не считая этой маленькой огрехи, железо TRX и звучит, и выглядит на высоком уровне.

Рев турков

Конечно, ICON 11″ splash, 12″ China и 16″ Stacker crash можно использовать по отдельности, но также их можно собрать в один стек. Изначально я попробовал использовать их таким образом. Как я и ожидал, такой стек звучит коротко и пронзительно, наподобие звука бьющегося стекла. Многие любят такое звучание, но не я. Честно говоря, в моем понимании основная концепция стека состоит в том, чтобы создать новое интересное звучание. В данном случае я не могу сказать, что эти тарелки не сочетаются в стеке, просто по-отдельности они звучат лучше.

Сам по себе 11″ splash дает взрывной звук с преобладанием верхов и послезвучие, которое позволяет полностью раскрыть звучание тарелки, что делает эту модель исключительной. 12″ China обладает таким же быстрым откликом и взрывной подачей, но, в отличие от звука сплэша, чайна «гавкает» причудливым, но привлекательным звуком «канг». Также, для своего маленького размера в двенадцать дюймов, чайна обладает удивительной выразительностью. 16″ crash относительно тонкий, что в сочетании с перфорацией в конечном итоге порождает практически взрыв белого шума. Это крэш «одной ноты», что означает, что вы не сможете играть по его поверхности, и у вас не получится извлечь какой-либо другой звук, кроме звука крэша.

15″ BRT top/DRK bottom hi-hats является примером хорошего сочетания двух разных линеек TRX. Благодаря отделке brilliant и отсутствию ковки на верхней тарелке хэта, достигается идеальная четкость звукоизвлечения. Игра ногой на этом хэте дает приятный хрустящий звук «чик», хотя изначально были некоторые проблемы с образованием воздушных карманов, но я отрегулировал угол и проблема устранилась. При игре по открытому хэту получается взрывной, а по полуоткрытому – характерный шипящий звук. В итоге мы имеем универсальный хай-хэт с современным изысканным звучанием.

19″ LTD China делает все то, чего мы ждем от чайны данного диаметра, при этом звук не является чересчур грубым или жестким. Он богат низкочастотным «рыком» и при этом тарелка выдает отличный чистый звук «канг». Кроме того, эта чайна хорошо вписалась в сет, который я тестировал, в плане динамики, при этом она не слишком громкая и не слишком тихая.

Не смотря на свой средний вес, 21″ MDM crash/ride, достаточно тяжел отличного для джазового райда, который способен передавать артикуляцию даже при быстрых темпах. При использовании этого райда в качестве крэша, из-за его веса, потребуется некоторое физическое воздействие, чтобы тарелка зазвучала. Чашка прорезает микс четко и уверенно и при этом дает отзвук самого райда. Этот двадцатиодно дюймовый крэш/райд стоило бы назвать райд/крэш, он хорош и как крэш, и как райд, но роль последнего для него наиболее подходит.

С другой стороны TRX правильно выбрали название для 22″ BRT crash/ride. У этой тарелки жирный крэшовый звук, она откликается даже на легкое прикосновение палочкой. Волшебным образом этот двадцатидвух дюймовый кусок металла обладает свойством завораживающе красиво передавать артикуляцию при игре по поверхности тарелки, в диапазоне от медленных до средних темпов. При высоком темпе «песок» начинает преобладать над четкостью. В общем, этот крэш/райд обладает гибкостью, достаточной для того, чтобы закрыть вопрос об использовании его в каком-то узко определенном музыкальном направлении.

Играть на 22″ ICON heavy ride тяжело. Звучит он так же. Лучшие описание – агрессивный и чистый, ориентированный на рок музыку звук, с немного большим количеством обертонов, чум вы могли ожидать от рокового райда. Играя по поверхности этой тарелки, звук прорезает микс в основном серединами, со вспомогательным набором из хорошо сбалансированных низов и верхов. Чашка чистая и открытая, но ничего особенного про нее сказать нельзя. Этот райд звучит мощно, иногда даже грубовато, но, тем не менее, все равно музыкально.

Вживую

Я играл на TRX Young Turks дома (много) и отыграл вживую на двух мероприятиях. Первый перфоманс — шоу, в стиле тех, что дают в Вегасе, с электроусилением инструментов и вокалом. Второй концерт — джазовый джем без подзвучки в составе трио из акустического пианино, баса и барабанов в жилой комнате. На первом гиге мой сет звучал отлично, железо хорошо подходило под любой заявленный стиль музыки, и, в общем, игра доставляла сущее удовольствие.

Те качества тарелок, что так порадовали меня на первой вечеринке, заставили меня задуматься, стоит ли брать их к джазменам. Я боялся, что сет будет звучать слишком громко, и в комнате попросту будет стоять стена шума. К моему приятному удивлению, я зря опасался. Я обнаружл, что для акустического джема наиболее подходят 22″ BRT crash/ride и 21″ MDM crash/ride из-за своей выразительности и способности звучать нежно. Они удивительно чувствительны как при игре палочкам, так и при игре рутами и щетками. По звучанию они схожи с турецким железом, но за счет яркости и четкости звук получается более современным. Как покупатель, я бы приобрел эти тарелки хотя бы потому, что я могу использовать их для большинства музыкальных стилей, вне зависимости от того, современная ли это музыка или «олдскул», акустическая или электроусиленная.

Вердикт

TRX — это одна из множества компаний, заполонивших рынок турецкими тарелками ручной работы и конкурирующих друг с другом. Пока у TRX получается выделить себя среди своих конкурентов, предлагая что-то в лучшую сторону отличающееся от привычного нам турецкого железа. Звук, исходящий от «Молодых Турков» мощнее, жирнее и современнее, чем у других представителей турецкого рынка. Так ли они деликатны, как джазовые тарелки? Нет. Так ли они музыкальны? Да. Я настойчиво рекомендую вам попробовать эти тарелки, особенно если вы играете громко.

Модели/размеры, прайс-лист.

11″ ICO

  • N Splash $240
  • 12″ ICON China $300
  • 15″ BRT/DRK Hi Hats $575
  • 16″ ICON Stacker Crash $375
  • 19″ LTD China $450
  • 21″ MDM Crash/ride $500
  • 22″ BRT Crash/ride $525
  • 22″ ICON Heavy Ride $700

Особенности

Тарелки ручной ковки турецкого производства из сплава бронзы B20, разработанные для современных музыкальных веяний. ICON и MDM имеют ковку сверху и снизу, но ICON выполнены в отделке brilliant, в то время как MDM выполнены отделке natural. У серии LTD имеется микро-ковка сверху и снизу, необработанные чашки, края отделки brilliant и отделка natural по остальной поверхности. Серия BRT не имеет ковки сверху и снизу, отделка brilliant.

Реклама