Правила эффективного саундчека


Для меня, как для востребованного музыканта, нет ничего хуже, чем группа, которая не имеет представления о принципах правильной настройки звукового оборудования и аппаратуры и проверки звука перед выступлением. Конечно, это в большей степени вопрос отсутствия опыта и неосведомлённости в предмете, чем неуважения и безразличия к остальным музыкантам, но так быть не должно. Правда в том, что большинство музыкальных команд специально учат, как проводить саундчек, умение приходит со временем в процессе осуществления музыкальной деятельности. И всё же навык саундчека часто является показателем профессионализма группы.

В данной статье собраны практические советы о том, как правильно провести саундчек.

Перед выступлением

Раз уж вы на 100% договорились о выступлении, то вам следует заранее направить светотехнику и звукорежиссёру схему расположения вашей группы на сцене, технический райдер и список инструментов и устройств, подлежащих подзвучиванию (Input list). Заблаговременно доведённое до их сведения подробное описание ваших требований помогает предупредить многие проблемы, в частности, нехватку оборудования, ограниченное количество портов для его подключения или подключения систем персонального мониторинга и т.д. Если намечается большое выступление, вы можете выслать аудиодорожки или видеонарезку, демонстрирующие желаемое вами качество микса и светового оформления (при условии, что у вас нет собственной команды звукачей и светотехников).

Вам следует тщательно подготовить все аксессуары, «приблуды» и «штуковины»: сам инструмент, кабели, адапторы, усилители, стойки, микрофоны, батарейки и т.д. Имейте в виду, что вы и только вы несёте ответственность за ваше техническое оснащение, если только у вас нет детального списка оборудования, которое вам предоставят на месте.

Перечень возникающих при саундчеке затруднений, разрешение которых напрямую зависит от вас, включает:

— слабые или вовсе сдохшие батарейки, особенно в беспроводных системах или электронных датчиках;

— растянутые или повреждённые кабели;

— плохую настройку микрофонов (микрофоны установлены слишком далеко от края сцены, неправильно закреплены и т.п.);

— помехи, вызванные применением гитарных эффектов, заземлением или беспроводными системами;

— изобилие или наоборот недостаток специальных девайсов (микшеров, дибоксов и т.п.).

Чем раньше вы обратите своё внимание на эти распространённые проблемы, тем больше у вас останется времени на качественную настройку звука.

На месте

Будьте на месте в назначенное время (или чуть пораньше, если вам это действительно необходимо) и поинтересуйтесь у звукорежиссёра, где вам можно расположить весь ваш стафф. Когда приступите к размещению непосредственно на сцене, начните с самых больших блоков оборудования – ударной установки, усилителей и т.п. Внимательно следите за расположением проводов от микшера, розеток и зон, куда будут подключены микрофонные разъёмы (XLR кабели). Найдите местечко для «балласта» вроде пустых чехлов, чтобы расположить их за сценой.

Доведётся вам произвести полноформатный саундчек или качество прохождения сигналов проверят в ваше отсутствие (Line check), заранее подготовьте всё ваше оборудование, чтобы быть, что называется, в состоянии минутной готовности. Под этим я подразумеваю полную установку барабанов, расстановку стоек, настройку инструментов и т.д.

Саундчек

В большинстве шоу саундчек производится в порядке, обратном очерёдности выхода на сцену. Другими словами, хэдлайнер будет «чекаться» первым, а разогревающая команда – последней. Порой выступающим между ними музыкантам приходится довольствоваться лишь быстрой проверкой звука «в линию» непосредственно перед выходом на сцену. Сам процесс проверки звука в основном подчиняется единым принципам вне зависимости от того, предоставят вам время для полного саундчека или нет.

Звукорежиссёр должен руководить всем процессом, занимаясь каждым инструментом в отдельности. И никто другой в это время не должен играть или проверять своё оборудование, только тот музыкант, к которому обращается звукач.

Обычно звукорежиссёры тестируют звук в следующем порядке: барабаны, бас-гитара, гитара, электронные семплы или клавишные, духовые инструменты, вокал, бэк-вокал.

Когда тестируют именно ваш инструмент, быстро проиграйте какой-нибудь отрезок музыкального произведения в полную силу, а также проверьте любое оборудование, которое может увеличить громкость звука (педали или эффекты). Обычно по окончании тестирования всех инструментов звукорежиссёр спрашивает, кому из членов группы необходимо больше/меньше вывести звук инструмента через монитор либо вообще не нужно подключать его. Здесь также уместно будет высказать ваши пожелания относительно микса (например, «добавьте в микс больше гитары на правом фланге»).

После того, как каждого из участников развели по каналам и свели в общий микс, вас попросят сыграть песню. Играйте ту, что задействует, по возможности, все ваши инструменты и всех вокалистов, чтобы на выходе звукорежиссёр получил добротный микс. Вообще постарайтесь играть на каждом саундчеке одну и ту же песню, так вы сможете контролировать стабильность звучания.

Чтобы выявить любые отклонения или изменения в звучании, члены группы могут спуститься в зал (естественно, по одному) или попросить об этом своего роуди.

Если после саундчека вас попросили перенести оборудование (например, передвинуть его вглубь сцены, чтобы освободить пространство для следующей группы), постарайтесь отметить положение усилителей и стоек яркого цвета скотчем, чтобы вы смогли впоследствии быстро вернуть всё в первоначальное положение.

После саундчека/выступления

Если после вашей группы выступает кто-то ещё, освободите сцену как можно быстрее. Постарайтесь в первую очередь убрать с дороги габаритный стафф – ударные или стеки, чтобы на сцене могла начать расставлять оборудование следующая команда.

Операции вроде разборки ударной установки, сворачивания кабелей, зачехления оборудования и инструментов и т.п. должны производиться уже за кулисами. Быстрые сборы – это проявление вежливости по отношению к следующим после вас музыкантам, работникам сцены и звукотехникам, которым нужно готовить площадку для следующей группы, а также к промоутеру, пытающемуся следовать графику проведения выступления. До начала следующего блока шоу ещё раз бегло осмотрите площадку, чтобы убедиться, что вы ничего не забыли.

Если после вашего выступления иных не предвидится, то поводов для спешки у вас нет, но вам всё же следует уточнить у организаторов, к какому сроку нужно освободить площадку. Последнее, что вам бы хотелось, это заставлять персонал заведения ждать, пока вы соберётесь, чтобы закрыться, а потом поздно ночью возвращаться домой.

Наконец, непременно поблагодарите звукорежиссёра. Можете даже угостить его в баре или дать чаевые, чтобы оставить о себе хорошее впечатление.

Если вы хотите стать по-настоящему профессиональным музыкантом, неизбежно придётся учиться получать соответствующий опыт. Всё, начиная с расстановки оборудования, саундчека и до момента, когда вы «вваливаете» на сцене является частью этого процесса. Помимо того, что это действительно выделит вас среди остальных групп, персонал концертной площадки и другие музыканты непременно оценят вашу эффективность! 

Автор: Simon Tam

Оригинал статьи опубликован на сайте www.musicclout.com

Об авторе Ксения Касаткина

Барабанщик группы Splintered Sense (Hard'n'Heavy), автор текстов, художник, переводчик, а теперь ещё, оказывается, и блоггер. Пишите, комментируйте, предлагайте статьи для перевода! Милым и вежливым людям отвечаю почти мгновенно! Facebook: facebook.com/ksenia.kasatkina.1 Twitter: twitter.com/Eominiel Вконтакте: vk.com/id12777007

Добавить комментарий