Настройка мониторов: секреты звукорежиссеров

Дорогие наши читатели! Случалось ли с вами хоть раз такое, что вы сидите и часами обрабатываете свой музыкальный микс только ради того, что бы быть удивленным его звучанием у себя в машине/на плеере у друга? Бывало-ли такое, что вы выводите громкость на максимум, но это не идет ни в какое сравнение с профессионально сделанными дисками? А может быть при прослушивании ваших собственных песен вы испытываете раздражение и злость из-за разного уровня громкости  них? Сколько времени у вас уходит на обработку песни? Четыре часа или больше? Если хоть на один из этих вопросов вы ответили «да» — вы не одиноки. Объяснение очень просто — все дело в отстройке мониторов. Я вам хочу рассказать о секретной технике, которой владеют профессионалы, но которая неизвестна любителям. Это касается особой настройки звуковой аппаратуры. Очень редко можно встретить упоминание об этой секретной технике на форумах в интернете. Почему? Потому что этот секрет — хлеб насущный для многих звукорежиссеров, особенно тех, кто вырос на консолях, аналоговой звуковой аппаратуре и пленочных магнитофонах. Ну а для людей, взращенных на цифровой аппаратуре подобные истины «очевидны», и поэтому такие люди даже не задаются вопросом: «а может кому то рассказать?» Зачем вообще как то обрабатывать звук после записи? Причина в особенностях восприятия звука человеческим ухом. Далее я вам постараюсь объяснить этот феномен, проанализировать, что происходит с современными аудио-системами и мониторами, а так же дать несколько советов по поводу того, как улучшить свой set-up, и обхяснить вам все плюсы подобного подхода.

Не все звуки создаются одинаково (по крайней мере, для человека)

Британские ученые доказали, что человеческий слух не линеен. Разные частоты мы воспринимаем с разной громкостью. Среднечастотные сигналы 2 — 4 килогерца наиболее слышны человеческому уху только если громкостный порог восприятия других частот ниже (именно из-за этого стандартные звонки на телефона делают на основе верхнего порога средних частот — они наиболее слышны человеческому уху). Для ученых как это утверждение, так и последствия того, что в нем описано абсолютно понятны. Однако если вы озадаченно чухаете макушку и смотрите на этот текст ошарашенными глазами — вы абсолютно нормальный человек. Легче объяснить на примерах. При прослушивании легкой (не громкой) музыки человеческое ухо более восприимчиво к высоким частотам, чем к низким. Вы когда нибудь обращали внимание на кнопки усиления баса на старых стерео-проигрывателях? Нажатием на подобную кнопку можно усилить басы для музыки,которую приятнее слышать тихо. И напротив, слушая громкую музыку, мы в первую очередь слышим именно басы (низкие частоты). В 1933 году исследователи Harvey Fletcher и Wilden A. Munson проводили звуковые и слуховые опыты на людях. Они создали таблицу восприятия человеческим ухом частот в зависимости от громкости воспроизведения. И по сей день звукорежиссеры основываются на графиках Флетчера-Мансона, обсуждая уровни восприятия человеческого уха. Технически, правильнее было бы назвать этот график «кривые равной громкости», но идея одна и та же. Сейчас вы, наверное думаете: «это все, конечно,хорошо… Но как это мне поможет?» Оказывается, в любой студии существует «благоприятная для звука зона», в которой и располагаются все профессиональные звукорежиссеры. Слушая музыкальный микс, находясь в этой зоне, вы способны принимать решения, основываясь на разных элементах микса, который проходит через разные уровни воспроизведения. К тому же, приятный бонус этой «зоны» заключается в том, что она зачастую находится ниже утомляющего порога звука, поэтому даже при длительной работе вы можете избежать проблем и негуов, вызванных длительной нагрузкой на уши. monitor_level_calibration_1   На рисунке слева — децибеллы, красные линии — «кривые равной громкости», синяя — стандарт.

Что же пошло не так?

Компьютеризированная аудио-аппаратура позволила миллионам людей заниматься тем, что раньше было сосредоточенно только в руках звукорежиссеров. Но это не значит, что если вы купите цифровой записывающий комплекс — вы сразу становитесь крутым. Как хорошо заметил Steven Slate (создатель Make of Trigger и Steven Slate Drums): «раз уж всякие программы для записи входят в широкий обиход, и все больше и больше людей занимаются записью, мне бы хотелось быть уверенным, что эти люди знают, как всем этим пользоваться». Доходит до смешного. Люди покупают цифровой интерфейс (усилитель), подключают к нему стерео колонки и используют контроллер master для того, что бы регулировать громкость воспроизведения. Как вариант, пользователь может недовывести контроллер volume, или же просто от балды установить громкость «под настроение». В таком подходе есть два очень опасных момента. Во первых — нету никаких стандартов отстройки звучания. Именно по этому очень многие фейлятся на том, что из-за отсутствия стандартов люди основываются именно на настройке громкости, пренебрегая другими аспектами звука. Именно из-за  этого звук, проходящий через цифровой интерфейс, часто искажается: теряется четкость музыки и послезвучие. Создается ложное впечатление чрезмерного сжатия звука. Запомните, регуляторы послезвучия (fader) нужны для того, что бы сгладить «острые углы» в музыкальном миксе, сделать переходы более плавными. И те, кто думают, что эта фича была сделана просто ради эффектов и косвенного регулирования громкости — в корне ошибаются. Если вы делаете так — вы забиваете в стену шуруп молотком: конечно, в итоге шуруп вы забьете, но через задницу, результат будет не качественный, и вам скорее всего придется переделывать все, если не любите работать спустя рукава.

Отстраиваем аудио-систему шаг за шагом.

По большому счету, настроить свою аудио-записывающую систему не так уж и сложно. Да и супер-пупер дорогая аппаратура вам не нужна. Вам понадобится: измеритель уровня звука (sound level pressure meter), шаблон «розового» шума, мониторы (колонки), вакуумные наушники на вас и, собственно, регулятор громкости. «Розовый» шум используется потому, что он изначально выглядит как октава, пробивающая весь аудио-спектр. Хорошие наушники только облегчат ваши страдания во время работы. Некоторые профессиональные аудио-контроллеры (например Cranesong Avocet) маркируются децибелами, что есть вообще идеально, но тем не менее я постараюсь вас научить отстраивать любой контроллер. Пожалуйста, запомните: звукорежиссеры и люди, которые занимаются архитектурной проектировкой студий знают куда больше, но вам хватит и этой информации. Загрузите эталон «розового шума» в ваш цифровой аудио-интерфейс. Воспроизведите через обе колонки, и установите регуляторы панорамирования в максимально левое положение для левого динамика и в максимально правое положение для правого динамика. Потом замутируйте или же отключите правую колонку, настройте левую, и потом повторите то же самое, только отключив левую и настроив правую. Если звучание левого и правого динамика отличается более чем на 0,5-1 децибел — купите себе более автоматизированный контроллер, потому что вы не смогли достаточно точно отстроить динамики.

Прежде чем проигрывать музыкальный файл, уменьшите громкость до нуля, а измеритель уровня звука положите между колонками (примерно там, где бы находилась голова, миксуйте вы трек). После этого можете запускать воспроизведение, и начинайте потихонечку выкручивать громкость. Остановиться стоит, когда прибор покажет 84 децибела (предупреждаю, будет громко). И только тогда вам нужно с помощью наклейки или карандаша пометить такое положение контроллера громкости как «0».

Далее продолжайте проставлять метки каждые 3 децибела. Когда вы закончите, у вас должны быть проставлены метки 0, -3, -6 и так до -18 децибел, что должно быть достаточно. Теперь, когда ваш контроллер откалиброван (отстроен). Тогда вы обнаружите, что можно работать с качественной музыкой на уровне 6-9 децибел, установив колонки на расстоянии 2-3 метра от ушей. Чем ниже вы устанавливаете уровень гейна, тем более сжатой и менее насыщенной должна быть музыка, которую вы слушаете. Иными словами, что бы слушать Snoop Dog не кровоточащими ушами, гейн необходимо установить где то на -15. Это означает, что из записи выжаты все живые элементы, и остался только электронный звук.

С другой стороны, если вы спокойной слушаете запись на уровне -3 децибел, что бы запись звучала громко, значит она была либо тихо замиксована, либо же в ней очень большое отношение пикового значения к среднему. Далее вам нужно определиться, нужно ли сжимать трек, что бы привести его к однородному звучанию с остальными, либо де вам нравится звучание трека с кратковременными пиками. В зависимости от типа музыки, золотая середина будет находиться между -6 и -12 децибелами. Чем ближе колонки к ушам, тем меньше вам нужно будет сделать уровень гейна, и вы поймете, как качество звука зависит от положения регуляторов на контроллере. Мимолетные пики — очень важный элемент качественного звука. И если вы еще до мастеринга выбросите их из микса — трек получится постным и пустым. Дисторшн будет звучать рыхло, уменьшится стерео эффект.

Старайтесь работать с рекомендованным гейном. Если в том месте,  в котором находитесь вы, уровень звука составляет 83 децибела с гейном от -6 до -9, считайте, что вы на бейсбольном стадионе, и звук будет насыщенный, открытый и приятный.

Так же вам нужно удостовериться, что вокал не теряется в общем музыкальном миксе. При этом уровень баса должен оставаться в «идеальном» положении (-8—9 децибел) иначе он просто рассеется по миксу из-за эффекта Флетчера-Мансона. Установить же контроллер на уровень -5 децибел — отличный способ что бы заполнить басом все. Поэтому проверяйте, не звучит ли микс диссонансно или же не цельно.

monitor_level_calibration_2

 

Как только вы выставили соответствующие пометки на регуляторе, снимайте вакуумные наушники. Готов поспорить звучание на -8 — -9 лецибел — просто отличное. А теперь попробуйте проиграть в таких же условиях суперсжатую запись. Ручаюсь — звук говно. Вот в чем суть. Если вы слушаете запись, которая вызывает у вас желания сильно уменьшить громкость — не обманывайте себя. Дело не в громкости, а в том, что сделана эта запись через задницу.

Теперь, когда ваша система откалибрована, вы можете хоть вслепую регулировать ее. Это позволяет вам отложить все приборы и полностью положиться на уши. Точно так же, как гитаристы слышат расстроенные струны а барабанщики — спущенные пластики, вы будете слышать все недочеты в записи. Как говорит Bob Katz в своей книге «Mastering audio»: «Когда система откалибрована, уровень звука составляет 83 при положении регулятора -20, и вы миксуете основываясь на громкости, то трек никогда не будет перегруженным, и вам никогда не придется прибегать к помощи приборов. Да, конечно, мастеринг будет проводиться потом. Но никогда не занимайтесь миксованием и мастерингом одновременно! Чем лучше вы сделаете микс, тем качественнее будет мастеринг.

monitor_level_calibration_3

 

Преимущества профессиональной калибровки

Если же вам все вышеописанное кажется трудновыполнимой мутью, не стоящей усилий, поймите, пожалуйста, почему стоит миксовать треки на откалиброванной аппаратуре. Главная причина — подобные миксы будут потом лучше звучать на аудиовоспроизводящей аппаратуре. Никому не нужен трек, который звучит круто в клубе, а на плеере — будто бы в утреннюю кашу насрали. Если после микса вам практически не надо подправлять трек — значит вы выросли как звукорежиссер, и ваши клиенты счастливы. Вы сможете работать больше и быстрее, что есть хорошо для вашего бумажника. Общаясь с коллегами, вы будете распространять ваши треки в другие студии, и никто не будет вам звонит и просить переделать/подправить микс. Говоря о мастеринге — если вы предоставите человеку микс в диапазоне от -18 до -12 децибел, он или она потратят свое время на доработку микса. Если же трек был отписан слишком низко — человеку, который будет проводить мастеринг придется компенсировать это изменениями в эквалайзере, что требует добавления гейна. Если же трек слишком насыщенный — невозможно будет использовать аппаратуру, требующую тонкого обращения (типа компрессоров и ограничителей), и дисторшн в результате будет звучать…. плохо он будет звучать. Особенно, когда трек попадет на радио или iTunes. По большей части это касается именно iTunes, потому что формат ААС — не тот, который может достойна справиться с перегруженным треком. Вещи, о которых я сегодня говорил — экономят ваше время и способствуют увеличению репутации. Ну и ко всему прочему, улучшают качество записей.

Наконец, хорошо отстроенная система воспоризведения уменьшает нагрузку на уши и, соответственно, уровень усталости. Многие оценивают качество трека по звучанию, впечатлению, каким то «частотным» параметрам, но на подобные вещи нельзя опираться при настройке. Делайте все правильно и так, как надо.

Комментарии

Измерители уровня звука доступны как в виде отдельных приборов, так и как приложение для iOS или Android
• У фирмы Radio Shack есть такой аппарат за $49 (Модель: 2055)
• Для пользователей iPhone —  studiosixdigital.com/spl_meter.html
• Пользователи Android могут найти его в Google App Store

«Розовый» шум

• Вам нужно отстроить «розовый» шум на  -20 децибел. Вы можете скачать файл-пример здесь: digido.com. Регестрируйтесь (это бесплатно) и заходите в раздел download

Аудиоконтроллер

• Вы можете добиться больших возможностей и эргономики с помощьюKush Audio Main Gain: store.wavedistribution.com/kush-audio/main-gain.html
• Расширенные настройки аналоговой системы: dangerousmusic.com/stsr.html
• Если есть деньги — вот флагман продуктов данной индустрии: Crane Song Avocet: cranesong.com/avocet.html

Добавить комментарий