Метрономы, клик-треки

Это статья о технической организации занятий и выступлений в плане оборудования.

МЕТРОНОМ

Чаще всего мы с метрономом занимаемся сами, периодически с группой, стараясь на концертах не использовать. Но в один прекрасный момент какого-нибудь “гитараста” посещает мысль о том, что можно обуздать гениальные идеи барабанщика и его видение материала через внедрение метронома в постоянное пользование. И самое страшное – он то считает, что сам играет безупречно ровно. Некоторое время идет борьба — словесная, с метанием молний из глаз, с хлопаньем дверьми и рукоприкладством, вплоть до замены части состава группы или распада оной. Самые стойкие барабанщики решаются на “постоянные кандалы”, смутно еще представляя всю пользу, которую принесет метроном лично им и группе в целом.

Польза первая: четкость и ровность.
Польза вторая: повышенная сыгранность коллектива.
Польза третья: готовность к работе с метрономом и клик-треком в студии.
Польза четвертая: возможность сделать музыку коллектива более разнообразной, за счет использования клик-треков с дополнительными инструментами и партиями.
Польза пятая: моральное удовлетворение от того, что главный в группе теперь есть.
Польза шестая: гитарист осознал свою кривость, хоть и не говорит об этом вслух (сверхудовлетворение).

Если группа не использует клик-трек (заранее записанные спец.эффекты, дополнительные клавишные подкладки, бэки и т.д.), тогда достаточно иметь простой метроном с функцией TAP TEMPO, чтобы быть на своем месте. TAP позволяет двумя нажатиями установить необходимый темп в режиме online (если трек начинает играть гитарист, басист ..) и вступить с необходимого такта в соответствующем темпе.

При игре в четных размерах нет необходимости специально программировать метроном, все просто.
Если размеры нечетные тогда лучше не использовать выделение первой доли звуком отличающимся от последующей (то есть проще чтобы все доли звучали одинаково).
проблеммнее если в композиции кроме нечетных размеров присутствуют смены темпа, или переходы из одних нечетных в другие и обратно или все вместе. В этом случае уже выгоднее использовать клик-трек.

КЛИК-ТРЕК

Клик-треком может быть запрограммированный в удобном вам ПО-софте устраивающий вас полностью метроном, запускаемый с плейера, ноутбука. Также кликом называют заранее записанные спец.эффекты, дополнительные клавишные, гитарные, духовые подкладки, бэки, которые по разным причинам не могут быть исполнены живьем (коллектив состоит из 2-3 музыкантов-мультиинструменталистов, отсутствует клавишник, реально необходима местами партия 4-й гитары, не нашлось места в автобусе на 6-ть человек духовой секции и так далее). Многие барабанщики используют метроном и клики параллельно в живой работе. Все зависит от музыкальной необходимости.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Возникает вопрос: как запускать клик-трек в зал без метронома, но слушать его с ним? И дополнительный вопрос: кто его запускает (барабанщик, клавишник, гитарист)?
С помощью разных девайсов звукотехнического назначения этот вопрос решим.

Звуковая карта, di-box (ди-бокс или директ-бокс), усилитель для наушников, портативный микшер – самые популярные решения.

Из ноутбука, стоящего возле барабанщика, через звуковую карту сигнал идет одним каналом без метронома на звуковую систему зала, а вторым (либо headphones stereo out) с метрономом в наушники барабанщику. Если же клик запускает клавишник, гитарист либо кто-то другой, тогда для получения сигнала барабанщику необходимы либо усилитель для наушников либо небольшой микшерный пульт и кабель необходимой длины с соответствующими разъемами.

Самые адекватные по качеству и финансовым затратам девайсы можно посмотреть на сайтах http://www.artproaudio.com, http://www.behringer.com, http://www.altoproaudio.com.

Ипользуя клики я работаю в мощных наушниках закрытого типа, и как и многие другие, ощутил дискомфорт от недостаточной слышимости гитарных и басовых партий (особенно в новых репетируемых треках), неспособных пробиться сквозь наушники. Проведя ряд опытов с наушниками разных типов, мощности, конструкции, я воспользовался проверенным решением большинства иностранных барабанщиков (Dave Weckl, Jeff Campitelli, Josh Freese, Larry Mullen Jr., Daniel Adair и др.), и потратился на собственный мониторинг.
Что такое “мониторинг”? В концертной работе это означает настройку звука на сцене в мониторе, in-ear системе или персональном микшере для каждого музыканта коллектива, в соответствии с его или ее пожеланиями и предпочтениями. В случае с барабанщиками удобнее, надежнее и проще использовать портативный микшерный пульт и несколько di-box.

Di-Box – это коммутационный прибор, используемый для получения симметричного сигнала из несимметричного, повышения или понижения его громкости до желаемой, для борьбы с фазовыми проблемами и некорректной работой заземления сети, разветвления сигнала на разные приборы (комбо, микшер и т.д.), так как имеет один несимметричный TS-Jack вход и два выхода: симметричный XLR и несимметричный TS-Jack.
Взяв микшер Behringer Xenyx1202, три di-box ART Z-Direct, кабель, разъемы и потратив час на пайку коммутации, я получил желаемое.

Укрепив di-box в педалбордах басиста и двух гитаристов после цепи педалей и до усилителя, я через XLR получил в пульт три канала, которые я могу микшировать так как это нужно мне. От сэмплера из звуковой карты разъемом TS-Jack я получил четвертым каналом метроном, клики и сэмплы. Теперь у меня в левом ухе одна гитара, в правом другая, а бас и метроном с сэмплами равнозначно в обоих.

Приходя на концерт с этим своим комплектом и говоря звукорежиссеру (либо согласуя заранее) что мне нужно чтобы монитор возле меня молчал или его вообще не было, я встречаю только понимание и благодарность с его стороны.

В результате я сам могу регулировать количество каждого инструмента в разных треках (иногда полезно), независимо от основного микшерного пульта и уверен, что всегда услышу то, что нужно и все будет работать.
К тому же, как звукоинженер, отмечу что отсутствие drumfill – барабанных мониторов на сцене, это благо для звучания группы в зале, так как чем мощнее играет барабанщик, тем громче приходится выводить его мониторы. Кроме того, есть те, кто с пеной у рта требуют в монитор абсолютно все барабаны и оверхэды, что провоцирует обратную связь (“заводку”), и делает плохо слышными в этом мониторе другие инструменты. Куда проще попросить мониторную линию барабанщику организовать путем XLR в микшер и хороших наушников.

Ну а польза от того, что вам в ухо не орет 500-1000 watt из монитора вполне очевидна.

Реклама