Конга. Основы игры

Конга — упрощенное бонго. Небольшой урок об игре на них.

Стучим руками!

conga-basics-2

Вы только что закончили выступать перед переполненным залом. В одной руке у вас
пропитанное потом полотенце, в другой какое – то теплое пойло, и вы уходите со сцены с
чувством выполненного долга. Хотя, фиг вам! Обязательно подойдет какой – нибудь фанат,
и попросит научить играть его на бонгах. И не важно, что у вас в сэте бонго нету – все ручные
барабаны дилетанты называют именно так. И если бы можно было спускаться со сцены так долго,
что бы рассказать этому недалекому фанату об истории, терминологии, технике, обучении и
музыкальности, из – за которых вы и любите свой инструмент. Если вы прирожденный учитель –
флаг вам в руки. Но обычно таких людей очень мало. Так что вы можете ответить, что времени у
вас нету, да и вообще вы не преподаватель, и направить человека, жаждущего играть на бонгах на
наш сайт, что бы он прочитал эту статью.

Конга – основа любой перкуссионной установки. Зародившиеся в Африке, современные
конги сейчас «живут» на Кубе. В 1930 годах на кубе наладилось производство этих барабанов
под маркой «тумбадора». Конга – это упрощенная модель бонго. Бонги же являлись основным
инструментом в кубинской фольклорной музыке с начала ХХ века. Эти барабаны были
солирующим инструментом, на котором многие любили импровизировать, а на конгах велась
основная линия ритма. Например ритмы румбы изначально вообще отыгрывались на пустых
коробках, но потом конги заменили эти импровизированные барабаны. Новая ритмика
делилась на три уровня: «Бахо» — самый низкий, «Сегунда», и самый высокий «Кинто». Наиболее
популярной румбой является гуагуанко.

В следствии такого разделения ручных барабанов и появилась современная
терминология. Тумба – самый большой барабан, обычно диамитром 12.5”, конга – 11.5” и самый
маленький кинто – 11”. Некоторые производители предлагают «супер» тумбы – 13” – 14”, и еще
меньшие кинты – 9” – 10”. Но в общем все эти барабаны называются конгами. На них обычно
играют сидя, т.к. высота каждого барабана 28” – 30”. Хоть это и народный кубинский инструмент,
вы можете часто услышать конги в современной музыке.

Итак, начнем

Сегодня любой производитель предоставляет вам на выбор два вида конгов – деревянные
и из стекловолокна. Для деревянных зачастую используется дуб, который дает теплое
классическое звучание барабанов. Стекловолокно же более долговечное и обеспечивает большую
громкость, нежели дуб. Из – за этого на деревянных конгах часто играют дома, а на сцене
используют барабаны из стекловолокна. Ударное покрытие обычно делается из бычьей кожи.
Самая высококачественная кожа вырезается из холки животного, в то время как с живота кожа
будет хуже. Такие ударные покрытия обеспечивают приятный, насыщенный звук, чем и завоевали
себе популярность.

Но есть и минусы. Из – за того что это натуральная кожа – она очень
чувствительна к изменениям климата и погодным условиям. Именно из – за этого ваши конги
могут расстроиться посреди концерта в жаркий летний день. А постоянная подстройка все больше
и больше растягивает кожу, ускоряя процесс износа. Такие компании как Ремо и Эванс решили эту
проблему чудесным образом, начав выпускать пластики для ручных барабанов. Это решает
проблему с климатом. Но если вы все таки играете на кожаных покрытиях – советую спускать
(ослаблять) пластики после выступлений.

Ладно, мы уже определились материалами, и теперь нужно определиться с размерами.
Самыми необходимыми являются конга и кинто. Но вы можете проявить фантазию и
поэкспериментировать с разными комбинациями: конга и тумба, или же кинто и тумба (такое
сочетание лично мне очень понравилось).

Настройка

Как я настраиваю свои барабаны? Это часто задаваемый вопрос, на который просто не
существует конкретного ответа. У каждого барабана есть свои особенности. Очевидно, что тумбу
нужно настроить ниже всего, затем по возрастающей конга и кинто. Тем не менее вы можете
придумать свой «строй». Обычно настройку начинают с самого большого барабана.

1)Для начала убедитесь, что все крепления ослаблены, и затем аккуратно натягивайте
пластик до упора.

2)Подтягивайте последовательно каждый лаг.

3)Каждые два оборота проверяйте звучание барабана, равномерно ли натянута кожа? Это
особенно важно, если вы используете натуральную кожу.

4)Когда вы отстроили барабан – он должен звучать свободно и громко.

5)Повторите весь этот процесс с остальными барабанами

6)И не забудьте спустить кожу (если вы играете на натуральной) после выступления, что
бы не угробить все к чертовой матери. Пластиков это, естественно, не касается.

Техника игры руками

conga-basics-3
Рис 1. Правильное положение при игре на конгах

Играть на конгах гораздо сложнее, чем многие думают. У каждого барабана только одна
нота, соответственно, если вы играете на двух – в вашем распоряжении всего две ноты. Для
сравнения, при игре на пианино вы можете разгуляться среди целых 88 ноты. Но, изменяя технику
удара, мы изменяем и звук барабана. Всего есть шесть основных техник.

Во первых, сядьте и зажмите свой барабан между колен (рис. 1). Если вы наклоните
барабан чуть от себя – вы добьетесь лучшего звучания, давая барабану пространство для
резонанса. Расслабьте плечи. Локти должны быть параллельны полу, а спина ровная. И не
забывайте об этом все время, пока играете. Представьте что где то в 6” – 8” над пластиком
находится стеклянная крышка, и во время игры старайтесь не поднимать руки выше. И помните
что все эти правила справедливы для обеих рук.

conga-basics-4
Рис 2. Открытый ритм

Открытый ритм (рис. 2) – самая популярная из всех техник. Держите пальцы вместе.
Приложите руку к барабану, потом поднимите ее и ударьте четко в то место, где она перед
этим лежала. Ср азу же после удара поднимите руку – не заглушайте звучание. Представьте
что с вашего запястья начинается волна, заканчиваясь на кончиках ваших пальцев. И главное
оставайтесь расслабленным.

conga-basics-5
Рис 3. Басовый ритм

Басовый ритм (рис. 3) – с его помощью вы можете извлечь самое низкое звучание из
своего конга. Вы должны ударить четко в центр барабана. Чуть чуть задержите руку после удара, и
только затем поднимайте.

conga-basics-6
Рис 4. Приглушенный ритм

Приглушенный ритм (рис.4) – стартовое положение рук такое же как при открытом ритме,
но чуть согните пальцы так, что бы они были единственной частью вашей руки над барабаном.
Бейте так же как при открытом ритме, но задерживайте руку после удара на барабане, заглушая
звук.

conga-basics-7
Рис 5. Ладонь-запястье

Ладонь – запястье (рис. 5) – положите всю руку на барабан, так что бы ладонь была между
центром и краем. Сначала запястье остается на барабане, а удар идет ладонью, а потом наоборот.

conga-basics-8
Рис 6. Ритм пальцами

Ритм пальцами (рис. 6) – пальцы подняты, рука поднимается полностью и удар делается
не только подушечками, а всеми пальцами. Тренируйте на этом ритме обе руки.

conga-basics-9
Рис 7. Шлепковый ритм

Шлепковый ритм (рис. 7) – это наверное одна из самых сложных техник. Вспомните
основное правило – играть расслаблено, пальцы вместе, не поднимать руку выше 6” – 8” дюймов
от барабана. От стартовой позиции открытого ритма сдвиньте немного руку к центру и согните.
Теперь поднимите руку, не разгибая, и ударьте по барабану, возвращая руку в начальное
положение. Это не легко, но со временем можно приучиться. Сначала тренируйтесь одной
рукой, потом попеременно обеими. Можно даже перед зеркалом, что бы быть уверенным в
правильности исполнения.

Ритм тумбао

Этот ритм настолько же стандартен, как восьмые доли по хэту с ударами по бочке на
четные и по малому на не четные. Практически в любом ритме на конгах будут элементы тумбао.

Обратите внимание на первый и третий квадраты. Удары ладонью соответствуют бас бочке
и задают темп. Представьте что пальцы у вас ведут партию хэта восьмыми. Во втором квадрате
играйте шлепками. Попробуйте сыграть этот ритмический рисунок в разных темпах, и может быть
поймете, откуда пошла вся современная ритмика.

Удачи

Это только начало. Как любой музыкальный инструмент, конги требуют знаний и навыков.
Практикуйся, прислушивайся и играй – вот три основных шага. Не важно, какой у вас уровень игры
как у музыканта, вам всегда придется преодолеть эти три шага. И лучше если вы пройдете их с
улыбкой!

Добавить комментарий