Как выбрать тарелки для барабанов?

Статья о том как же выбрать тарелки для барабанов.

Как найти именно те тарелки, которые нужны, и как их отыскать среди большого разнообразия моделей различных производителей?

Во-первых, задумайтесь, какие требования к звуку и ощущениям тарелки вы предъявляете (чистая или грязная, тёмная или яркая, мощная или аккуратная должна быть). Каков музыкальный контекст, в котором вы собираетесь её использовать (стиль, количество инструментов группы и их громкость). Аппликатуры, которые вы создаёте (персональный стиль игры, основные темпы и ритмы, громкость, ощущения во время удара по тарелке).

Во-вторых, проштудируйте (со словарём) литературу о тарелках, посетите музыкальные форумы и сайты производителей тарелок:

На многих сайтах можно послушать звуки тарелок и скачать их. Прежде чем кидаться покупать тарелки той фирмы, которой пользуется ваш любимый барабанщик, посмотрите и послушайте товар других производителей. Например, большинство моих любимых барабанщиков пользуется или пользовались, в своё время, тарелками Zildjian. Мне же их звук абсолютно не подходит и выбор в сериях не устраивает. Долгое время я играл на тарелках SABIAN, после я пользовался тарелками MEINL, теперь же я играю на тарелках PAISTE, так как мне они, всё же, подходят больше других.

На сайтах производителей есть множество сносок на комплекты тарелок, которыми пользуются разные барабанщики; так вот, попробуйте послушать одни и те же тарелки у разных людей и в разных музыкальных контекстах, а вдруг окажется, что вам нужно совершенно не то, на что вы уже собрались потратиться.

Ну что же, переходим к тем критериям, которые помогут вам найти нужный звук. Наибольшее внимание при выборе обращайте на размер и толщину.

Эти характеристики являются базовыми, так как определяют звук тарелки в целом: высота, тон звучания и сустейн (длительность звучания).

Как это взаимосвязано: одна и та же модель меньшего размера будет звучать выше и короче, чем тарелка большего размера.

В свою очередь тонкая и толстая тарелки одного размера звучат так: тонкая – ниже и короче, а толстая – выше и дольше. Также, тонкие тарелки звучат тише, чем толстые.

Тарелка может звучать очень ярко или очень темно, что зависит от преобладания низких или высоких частот в её звуке. Низкие – темно, высокие – ярко. В любой тарелке есть и те другие, но в разных пропорциях, что зависит от материала изготовления (сплава), формы тарелки (чем ближе к плоскости, тем ниже, темнее и теплее, чем ближе к конусу, тем выше, ярче и острее) и методов обработки (ручные или машинные ковка и точение, полировка, обработка поверхности).

Соответственно выделяются диапазон частот тарелки (узкий или широкий). Чем шире диапазон, тем объёмнее звук, чем диапазон уже, тем компактнее и определённее звучит тарелка.

Широкий диапазон предполагает, что тарелка в большинстве аппликатур будет звучать адекватно. Узкий (или близкий к нему) диапазон тарелки предполагает, что она может не под все гармонии подходить, но с другой стороны такая тарелка не «потеряется» за мощными «драйвовыми» гитарами даже в очень тяжёлой музыке. Очень хорошо прослушивается диапазон, если тарелку маллетами или палочками «провести» от тишины до громкого «шшш». «Раскачав» таким образом тарелку, вы вначале услышите мерное гудение низких или средне-низких частот, затем нарастание средних и, наконец, «всплеск» высокой середины и осыпание высоких частот.

Каждая тарелка обладает своим частотным миксом, от очень чистого (ясного) до очень комплексного (грязноватого).

Эти термины определяются преобладанием каких-либо частот в миксе тарелки или же их «равными частотными пропорциями. Основной «голос» тарелки определяется этим миксом. Ни тот, ни другой варианты микса не являются единственно верными; они отлично слушаются в сочетании тарелок. Иногда необходимо очень чёткое и ясное звучание крэш тарелки, а иногда, просто никак не обойтись без «грязненького» крэш-райда и наоборот. Всё зависит от того, что и как вы играете.

Анатомия тарелки и её влияние на звук

«Чаша» (bell) – центр тарелки; форма и размер её определяют звучание тарелки. Большая и высокая «чашка» делает тарелку «выше» и громче. Маленькая и низкая (плосковатая), соответственно – тише и «темнее» (ниже). Обычно чаша производит высокий чистый тон с небольшими обертонами. Её используют для игры ритмических фигур (имеется в виду игра на «райд» (ride) тарелке).

«Край» (edge) – удар по краю реализует самый полный и громкий звук тарелки. Край является самой деликатной частью тарелки, так как в большинстве случаев (crash, splash, crash-ride,china) это наиболее играемая часть тарелки. Соответственно, не играйте лишнего и не усердствуйте без надобности, чтобы не помять, не погнуть или не разбить тарелку.

Чаще всего от чаши к краю тарелка постепенно утончается, так как тонкий край быстрее реагирует и больше вибрирует, что влияет и на большую громкость. Чаша обычно толще края, чтобы можно было использовать её в ритмической артикуляции, но есть и тарелки, у которых поверхность от чаши до края одинаково тонкая. Как правило, это модели с не очень громким, тёплым, густым, осыпающимся звуком и предполагают использование в таких стилях как jazz, country, latin, reggae, drum’n’bass.

«Поверхность» (surface) тарелки производит наибольшее количество вибраций, а соответственно и определяет звук тарелки. За счёт игры в разных точках поверхности и разными инструментами (палочки, щётки, маллеты) можно извлекать совершенно разные звуки как по громкости так и по характеру.

Подводя итог уточним ещё раз все моменты, которые необходимо знать и от которых нужно отталкиваться при выборе тарелок:

  • Стиль музыки
  • Количество инструментов в группе и их звучание
  • Уже имеющиеся тарелки (если вы докупаете что-то к ним в комплект)
  • Ваши барабанные палочки (тонкие палки не подойдут к толстым тарелкам, а толстые палки «убьют» тонкие тарелки)
  • Размер ваших барабанов (большие тарелки перекрывают звучание небольших барабанов и наоборот)

И самое главное: выбирайте тот звук который вы хотите слышать и которым вы хотите наслаждаться