Африканские музыкальные традиции


Это место где никогда не было границ между качевой и мелодичной музыкой. Это место, где трое, четверо, пятеро собираются вместе и играют беззаботно как дети. Здесь паузы между нотами важнее чем сами ноты. Ритм без контекста и мелодии здесь не существует. Как барабанщики, мы знаем, что американский джаз, бразильская самба и кубинская румба имеют африканскую ДНК. Африканская музыка очень сильно повлияла на развитие других музыкальных жанров, и я думаю сейчас самое время хоть поверхностно ознакомиться с истоками. В наше время интернет — технологий, когда многие старые вещи забываются, появляются новые, все покупается и продается в интернете, мы часто видим в сети и газетах упоминания об Африке. Только представьте — кахоны, конги, джембы продаются в музыкальных магазинах или же их звуки программируются в электронные барабаны. Для многих из нас эти экзотические инструменты — первое знакомство с жарким континентом. Но я думаю сейчас мы узнаем о развитии Африканской музыки чуть чуть больше.

ГАНА

Гана это великолепное место для начала знакомства с Африканским континентом. Для многих из нас большую роль играет языковой барьер, т.к. в большинстве Западно Африканских стран основным является французский язык. Так что для американцев большое счастье очутиться в англо — говорящей стране. С получением независимости в 1957 году Гана представляет из себя очень стабильное государство, и его инфраструктура это подтверждает. Это проявляется не только в виде дорог, зданий и экспорта, но еще и посредством большого количества барабанных мастерских и учебных заведений. Это страна где вы можете взять уроки у легендарных барабанщиков, сделать себе свой собственный барабан или же сидеть до рассвета вместе с группой других музыкантов, готовясь играть с восходом солнца.

Вы можете устремиться в Акру учиться играть на кпалонго, или же устроиться в Ганском университете и черпать знания из Департамента Искусств Ганы. Ганийцы считаются одними из лучших барабанщиков в мире, играющих руками. К тому же конги и кпалонго похожи между собой и по форме, и по технике игры. Использование двух кпалонго для живой музыки похоже на ситуацию, когда пара конгов используется при исполнении сальсы. Послушайте Обо Э­дди и Какруду что бы понять что такое ганийские барабаны и как они звучат. После этого можно отправиться в Вольту что бы научиться играть в стиле Агбадза у Ивской народности. Барабанные техники здесь на самом деле сложные. Ивские барабанные оркестры состоят из разных барабанов разных форм, звучаний и игральных техник. Испокон веков здесь прижился размер 12/8, так что это идеальное место что бы погрузиться в ломанные ритмы и вникнуть в них. После этого можно отправиться на север, в Тимейл, что бы учиться у народа Дагомба, который до сих пор заставляет барабаны говорить.

Э­то сказочные земли с грязевыми лачугами, кочевниками, принцами, сказателями и искателями приключений. После кратких переговоров с местным вождем вы можете обнаружить себя играющим на барабанах для собирающих урожай фермеров, или же для строителей, работающих над возведением новой лачуги, ну или ночью во время празднества полной луны. Дагомбские барабанщики, так называемые лунчи, хорошие историки и они учат молодых барабанщик народным сказаниям, что бы молодежь могла и дальше воспевать подвиги своего народа, играю на барабанах. Э­то место, где после первого прикосновения к барабанам кажется, что инструменты начинают играть сами по себе. Западные барабанщики найдут себе здесь достойных соперников, так как их местные соперники помнят ритмы как отдельный язык. Интонация здесь звучит на ровне с ритмами. Одно не верное движение, и вся фраза теряет смысл. О тебе будут долго вспоминать, если ты вдруг посреди ритма запнешься, пытаясь вспомнить, что играть дальше. В таком случае просто посмейся вместе со всеми. Э­то отличная школа что бы научиться четко и мелодично играть на барабанах.

ГВИНЕЯ

Гвинея — родина джембе и одних из лучших барабанщиков, играющих на джембе — так называемых джембефолов. Впервые об этой стране стало известно, когда она вошла в состав Малийской Империи в тринадцатом веке. Вам стоит сюда приехать, если вы хотите изучить истоки появления джембе и техники игры на них. Именно в Гвинеи вы найдете малинкских барабанщиков, чья техника игры на джембе считается самой выдающейся во всей Африке. Если опустить специфические ритмы, джембе предназначены для танцевально — деревенской музыки. В деревнях эти барабаны настраивают низко, а для ударного покрытия обычно используют антилопскую или телячью нкуру, которые сначала выскабливаются и прогреваются на огне. Это продолжалось до появления кузнецов и соответственно металлических ободов, которые позволили использовать гораздо более тонкую овечью шкуру, которую можно сильнее натягивать. В деревнях песни чаще всего начинаются в нарастающих женских голосов, а не со сбивок и брейков. Всегда есть люди, которые играют на дунунсах (бас — барабанах), висящих на плечах у музыкантов. Все это сопровождается звучанием беллов. Но наверное главное отличие деревенской музыки от танцевальной — артистизм. В деревнях люди чаще всего просто садятся в круг, хлопают в ладоши и пританцовывают, не задумываясь о зрелищности сего действа. Танцевальный, или так называемый балетный стиль появился уже после освобождения Гвинеи от французов, и развивался в основном в городах. Первый президент Гвинеи, Секоу Тоуре основывал национальные танцевальные группы, что бы зарекомендовать свою страну как цивилизованное государство. Молодые музыканты, такие как Мамади Кейта (балет Джолиба), Фамуду Конате (балет Африканс) и Фадуба Оуларе (армейский балет) путешествовали по всей стране, собирали знание и потом возвращались в столицу — город Конакри. Спустя годы путешествий не только по всей Африке, но и по всему миру, эти балеты превратились в профессиональные танцевальные группы со своей техникой, аранжировками, костюмами и историями. Джембе, используемые в балетном стиле, обычно настраиваются очень высоко. Для них зачастую изготавливают специальные ударные покрытия из козлиной шкуры. Еще одна отличительная особенность — на басовых барабанах играет один человек. В такие труппы набираются профессионалы, которые знают, как вести себя на сцене, как общаться с публикой. В отличии от деревенского стиля, где в представлении участвуют все присутствующие. В Конакри вы столкнетесь с десятками балетов и ансамблей, которые выросли на плечах у более старых коллективов. Многие Гвинейцы, живущие в США или Европе — бывшие участники балетов, которые раз в пару лет ездят к себе домой. Они могут свести тебя с местными производителями музыкальных инструментов. А если очень сильно повезут — тебя еще и возьмут в деревню на традиционное представление. После Конакри можно поехать в Хаманах — родину ритмов доунунба, или же на восток в Вассолон, где родился Мамади Кейта. Хотя там существует риск внезапно обнаружить себя с барабаном на плече, танцующим на центральной площади в какой нибудь деревеньке. Недавно Мамади сказал: «Я люблю привозить к себе домой иностранных студентов. Когда наши дети видят барабанщиков с другим цветом кожи, которые приехали изучат наши национальные ритмы — их берет гордость за наш народ». Кто бы мог подумать — мы вдохновляем молодых африканцев)))

СЕНЕГАЛ

Вы можете пол года проторчать в Сенегале, и при этом не успеть полностью познакомиться даже с верхним слоем музыкальной культуры этой страны. Сабар, там, бугарубу, джембе — лишь некоторые элементы этой культуры. Вы можете встретить местных жителей, играющих на тамах в роли зазывателей перед магазинами. На свадьбах, спортивных матчах и свадьбах играют на сабарах. Копнув глубже вы наткнетесь на еще большее количество музыкальных традиций, некоторые из которых специализируются на религиозных ритмах (табала или ксиин), или же на лечебной и трансовой музыке (ндеп).

Если вы хоть раз слышали Дуду Ндиайе Роса, вы поймете насколько мощно звучат сабары. Его запись с оркестром из 50 барабанщиков, которая называется Джабот, должна быть в коллекции каждого уважающего себя барабанщика. В Дакаре вы можете на всю ночь засесть с местными барабанщиками, пить черный китайский чай и обсуждать что и как завтра они сыграют на концерте.

Один из моих любимых коллекивов всех времен — Юссу Ндур. Этот коллектив существует с 1980х, и является одним из основателей современного жанра мбалакс, в котором звучат сабары, тамы, а так же электронные инструменты. Видеть как три барабанщика этой группы слаженно и четко играют — это великолепно. У них многому можно научиться.

Вечером, после захода солнца вы можете отправиться в ночной клуб Тисан — личный клуб этой самой группы. Там вы можете легко наткнуться на кого нибудь из участников. К тому же приезжие артисты часто получают приглашение выступить в этом клубе.

Интересная поездка из Дакара на остров Гори — на пароходе. Уже подплывая к острову вы отовсюду слышите джембы. Если же из Дакара вы отправитесь в Бамако — тормознитесь в Тамбакунде. Э­тот регион тоже знаменит своими музыкальными традициями игры на джембе. Многие мастера игры на этом барабане родились именно тут. Абдулай Диакит, солист национального сенегальского балета, родился именно здесь.

МАЛИ

Исторически так сложилось что Мали было центром огромной Малийской (Манденгской) империи. И даже сегодня эта страна представляет из себя смесь этнических групп и музыкальный инструментов. Именно отсюда пошли джембе. И если Гвинея известна своими молодыми джембефолами, рудиментарными и техничными ритмами, малийский стиль характерен мелодикой и плавностью. Многие малийские барабанщики содержат мастерские в столице и округе.

Если вы окажетесь в Бомако, не удивляйтесь, увидев Тумани Диабете, играющим в кафе, иди Салифа Кейта в местном клубе. Любители экстрима могут отправиться в область Вассулу, знаменитую своими певцами и дикими ритмами, которыми профессиональный джембефол может крутить как хочет. А посредством ритмов влиять и на вас.

Сама большая малийская этническая группа — Манде, в которую входят народности Малинке и Бамбара. В бамбарской музыкальной традиции барабаны обычно меньше и ниже настроены. Музыка часто дополняется струнными инструментами и балафоном, а так же колокольчиками, на которых обычно играют женщины что бы «придать другим музыкантам сил».

Если вы соберетесь ехать — обязательно посетите Пустынный Фестиваль в Тимбукту, который проходит в январе на берегах реки Нигер. Это место часто называют колыбелью блюза.

БОЛЕЕ ТОГО

Для начала решите, поедете ли вы одни, с друзьями, или же в составе целой музыкальной «экспедиции». Для новичков последний вариант это способ повысить свой уровень игры и найти новых знакомых. К тому же это еще и не малая поддержка. Но в составе такой группы вы не так подвижны. Не бойтесь отделяться от группы и гулять самому. А потом останьтесь на недельку сами, и тогда получите кучи приглашений от местных жителей к ним в гости или на праздненства в деревни.

Чем более уязвимы вы будете, тем охотнее местные жители будут идти с вами на контакт. Со мной во время путешествия по Африке в одиночку приключилось два интересных и странных случая. Один — с фуланским кочевником, которого я встретил на автобусной остановке. Али пригласил меня в гости, что вылилось в двухмесячное проживание с кочевниками, дойку коров, фермерство, катание на велосипедах по окрестным деревням и конечно же в игру на барабанах. Когда я уезжал — местные жители всучили мне сумку с гвинейскими птичьими яйцами, несколько местных амулетов «что бы уберечь меня от зла» и жменю денег. Я сначала не хотел принимать такой щедрый подарок, но они настояли. «Ты кочевник, как и мы. Мы одинаковые. Мы знаем,как тяжело путешествовать. Поэтому возьми деньги. А амулеты будут оберегать тебя».

А однажды я наткнулся на хипующих барабанщиков, которым нужен был генератор что бы они могли слушать музыку в своем лагере После долгого разговора о том, зачем я приехал в Африку и чем я хотел научиться, они пригласили меня остаться с ними. Я купил им генератор и на четыре месяца остался с ними изготавливать барабаны и играть на них. Можно и не говорить о том, но будь я не один — такого бы со мной не случилось.

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, МАРШ!

Лучший способ подготовиться к поездке в Африку — подучиться играть дома. Я перелопатил горы информации и побывал в куче мест у многих разных людей, прежде чем решился. Многие из этих музыкантов знамениты и узнаваемы своими техниками и мастер — классами. К тому же есть парочка хороших этномузыкальных книг. Полистайте «Африканские ритмы и чувствительность» Джона Чернова или же «Мандская музыка» Эрика Черри. Обе эти книги открывают окно в африканскую музыкальную культуру.

В любому случае, поехать туда НУЖНО! Кроме того что этот континент оказал большое внимание на знаменитых музыкантов, он может повлиять еще и на тебя! Зачастую видя африканские музыкальные инструменты в магазинах мы не ассоциируем их с культурой, откуда они пришли. Африка это континент, борящийся с технологиями, модернизацией, религией, глобализацией и застройкой большими городами. Так что вы сможете еще лучше познать самого себя, очутившись там. К тому же потом сможете хвастаться друзьям, что были в Тимбукту))

Добавить комментарий