10 ошибок при создании демозаписи


В тот раз к нам с Келли поступило предложение от звукозаписывающего лейбла из Нью-Йорка по продюсированию записи для одного исполнителя. Это был один из тех «горящих» проектов, ведь они хотели к первому декабря получить результат «под ключ» и к Рождеству осуществить релиз. Трек-лист был уже утверждён, однако в последнюю минуту лейбл принял решение добавить туда ещё две песни.

Мы пустили клич среди авторов песен, указав, что композиции нужны нам в самые наикратчайшие сроки, и планировали разрешить этот вопрос в течение недели. Обычно подобного рода объявления сопровождаются краткой инструкцией (tip sheet) или чем-то в этом духе. В инструкции указываются желаемые для определённого проекта стиль песни в целом и характер текста, например, «энергичные клубные композиции», или «традиционные островные мотивы в среднем темпе», или «баллады», а не так давно рынок изобиловал запросами вроде «песни в стиле AC/DC с кантри-текстами». Кроме того, в инструкции даётся общее представление об исполнителе наряду с его личным пониманием того, что должно быть в песне и какой она точно не должна быть и т.п. Поскольку у нас не было времени на все эти тонкости, мы просто позвонили или написали каждому знакомому нам автору, отвечающему требованиям артиста по типу песен, мелодическому диапазону и содержанию текстов.

После бурных 48 часов поисков мы получили около 250 композиций. И в ближайшую субботу мы с Келли засели в студии, намереваясь прослушать их все. А после первых двух песен я уже знал, чему будет посвящён мой следующий пост в блоге. Мне хотелось бы поделиться с вами опытом, приобретённым после прослушивания всех этих демозаписей, чтобы осветить ситуацию с точки зрения продюсера, просто выполняющего свою работу. Я подумал, что это может вам пригодиться при последующем продвижении в музыкальной индустрии (о том, как сделать музыку чем-то большим, чем хобби, читайте http://funkydrummer.ru/materials/articles/muzyka-iz-xobbi-v-kareru). Суть в том, чтобы показать, чем руководствуются продюсеры в процессе весьма изнурительного прослушивания огромного количества песен, чтобы сократить список с 250 до примерно 15 композиций, которые впоследствии презентуются исполнителю, выбирающему окончательный вариант трек-листа для записи. И к вашему сведению, это не самая весёлая часть нашей работы, изматывающая часть, отнимающая уйму времени и сил, которую просто надо сделать как можно быстрее. Не сомневаюсь, что в любой профессии присутствует подобный элемент.

Нам не понаслышке известно, что представляют собой бренд исполнителя и его голос, кому как не нам, верно? Мы в курсе, каким вокальным диапазоном он обладает, мы знаем, к какого рода песням он тяготеет, так что в тот раз мы буквально предсказали, какие две песни из восемнадцати выбранных нами попадут в альбом.

И вот 10 худших ошибок авторов песен при производстве демозаписей:

1. Длинные вступления – ОТСТОЙ. Всё, о чём мы думаем при прослушивании, это мелодия, текст и эмоциональная составляющая песни; в конце концов, разве не это вы и пытаетесь продать? Я никак не возьму в толк, и почему кому-либо может прийти в голову заломить интро на 45 секунд? Когда предстоит прослушать 250 треков, подобное видится как целая вечность (а если бы у всех них вступление длилось 45 секунд, то это составило бы 187 МИНУТ нашего драгоценного времени, убитого в ожидании начала чёртовой песни!). Подумайте сами, какова цель длительного интро в ДЕМОЗАПИСИ? Если вы пытаетесь продать ПЕСНЮ, а не поразить нас своими навыками продюсирования, зачем заставлять нас ждать? Это невероятно раздражает, у нас было что-то около восьми подобных песен. И каждая из них немедленно выводила нас из себя (ведь мы сразу могли сказать, что она будет долгой), и если смотреть немного шире, плохое мнение о песне складывалось у нас уже до прослушивания первой строфы. Справедливо или нет, но это правда, а предупреждён значит вооружён.

2. Фиговый (читай: дешёвый) продакшн. Нам попадалось несколько песен с откровенно ужасным качеством продакшна – дешёвые демо. Мы просто смеялись от души и забивали на такие записи, что немного облегчало нашу задачу по прослушиванию чудовищного объёма композиций. Что вы теперь чувствуете? Скажу начистоту, в этом бизнесе вам придётся не просто конкурировать, а конкурировать с умом. Повторюсь, с первых же нот таких фиговых композиций мы вычёркиваем их из списка до того, как доберёмся непосредственно до самой песни и более того: мы формируем определённое мнение о вас. Вот вам пища для размышлений.

3. Неверная песня. ПРОЧТИТЕ инструкции (tip sheet) или хотя бы ПОСЛУШАЙТЕ, чего ради затевался сам проект. Если продюсер запрашивает клубные песни в быстром темпе, не надо присылать баллады. Если в инструкциях чётко прописано, что песни требуются для исполнителя с ограниченным вокальным диапазоном, не следует присылать огромные композиции и не важно, насколько они хороши, ведь кто будет их петь? Не стоит использовать запрос на определённого рода песню как прямую возможность прислать продюсерам любую песню, которая у вас имеется: нам наплевать. Мы ищем песню в соответствии с нуждами ДАННОГО проекта, чтобы непосредственно приступить к продюсированию.

4. Смутная тематика/полное отсутствие тематики электронного письма. Как вы можете себе представить, в течение 48 часов список моих входящих сообщений на электронной почте пополнился порядка 250 сообщениями. Как автору вам определённо захочется в числе прочего указать своё имя в строке «тема письма», чтобы оно не потерялось. Как же ещё найти вашу песню среди такого колоссального количества е-мейлов, если не по теме письма? Это называется здравым смыслом.

5. Вы не изучили будущего исполнителя песни до её отправки. В данном случае информация об определённом исполнителе и его песнях содержит очень полезное послание. Нам попалось несколько песен о тяжёлом алкоголизме, сексе и супружеской измене, которые просто напросто не соответствуют имиджу предполагаемого исполнителя. Очевидно, что авторы этих треков не имели ни малейшего представления об артисте и попросту потратили наше время. А подобное, кстати, производит на нас не самое лучшее впечатление относительно ваших способностей к написанию песен и не важно, как сама по себе хороша присланная вами композиция. Откровенно говоря, то, что вы не прислушались к нашим пожеланиям и нуждам, накладывает отпечаток на вашу репутацию в наших глазах.

6. Неправильный подбор исполнителя. Для вашей демозаписи весьма важно подыскать профессионального вокалиста, а НЕ того, кто является вашим другом, или того, кто окажется подешевле, или, в целях экономии, даже вас самих. Возьмите на заметку, что подходящий вокальный диапазон очень важен, так как на слух тяжело воспринимать добротную, высокую, как бы парящую мелодию, исполненную на октаву ниже, чем следует. Мы пытаемся, конечно, но это весьма тяжело, особенно зная, что на повестке прослушивание 250 песен. Такие демозаписи с плохой или неподходящей вокальной линией (с оглядкой на будущего исполнителя) отметаются немедленно. Уж простите. От души советую вам записать песню в двух вариантах, если она, что называется, «срабатывает» как с вокальной линией в низкой октаве, так и с высоким вокалом, или хотя бы по мере возможности опустите второй из них, чтобы у вас был образец, представляющий оба вокальных диапазона.

7. Недостаточно сильный текст. Мы слушали некоторые ХОРОШИЕ песни с посредственным текстом до первого припева. Однако ПРЕВОСХОДНЫЕ песни с УБОЙНЫМ текстом привлекали наше внимание аж до второго припева… Потому что мы не могли дождаться, чтобы услышать, что же автор скажет нам дальше; простое творческое любопытство заставляло нас задержаться на такой песне подольше.

8. Вы не отдаете должное цели всей записи. Чем, предполагается, должна обернуться демозапись для её автора, если БЫТЬ ТОЧНЫМ? Вероятно, продажей ПЕСНИ. В частности, текста, мелодии и эмоциональной составляющей композиции, а всё, что выходит за эти рамки, – уже премудрости продакшна, и вдаваясь в них, вы оказываете себе медвежью услугу и попросту тратите деньги на свою демозапись.

9. Вы чрезмерно продюсируете свою демозапись. Подобный посыл я получаю практически от любого автора или артиста. Продюсирование – это почти обряд посвящения, при котором, я убеждён, мы все должны усвоить правило «лучше меньше, да лучше». Так, для авторов с очень небольшим опытом студийной работы, вы, как правило, художественно залипаете где-то посередине между демозаписью и эпичным треком уровня полноценного альбома. Придерживайтесь именно варианта демозаписи. НЕ НУЖНО ЧРЕЗМЕРНО ПРОДЮСИРОВАТЬ ВАШУ ПЕСНЮ! Наложите бэк-вокал только там, где он необходим, чтобы выделить припев. НЕ накладывайте «охи» и «ахи» для заполнения пробелов бэк-вокалом, потому что ваш вкус может не совпасть со вкусом человека, которому вы направите свою запись. Не добавляйте множество гитарных дорожек и не приукрашивайте звучание инструментов, оставьте их такими, какие они есть, сохранив чистый звук, насколько это возможно. Вы действительно хотите занять место продюсера, выполнять его функции и поднять песню на новый уровень? Помните, что для песни это равносильно проставленному на ней (виртуально) знаку качества, а не производству идеи для аудиозаписи. Еще одна хорошая причина, чтобы не переборщить при продюсировании, – это постоянное изменение вкусов и тенденций. Мы прослушивали несколько старых демозаписей (10-15-летней давности) с крутым качеством продакшна в стиле тех лет, но не соответствующим современным стандартам; так что необходимость сделать определённый выбор в плане продакшна отвлекла меня от самой песни на пару секунд. А если запись не допускает подобных отвлечений, то она, безусловно, будет востребована в течение долгого времени.

10. Плохая настройка вокала. Святые угодники, у нас была демозапись, где эта чертова настройка была где-то в диапазоне Шер! Это невероятно отвлекает! Эй, наймите профессионального вокалиста, вы все! Это действительно поможет вам в этой индустрии, если вы пытаетесь конкурировать с акулами музыкального бизнеса.

А о том, что происходит после того, как демозапись одобрена, читайте здесь.

Автор: Johnny Dwinell (Daredevil Production)

Автор перевода: Касаткина Ксения (Twitter: @Eominiel)

При использовании материалов ссылка на сайт funkydrummer.ru и переводчика обязательна!

Об авторе Ксения Касаткина

Барабанщик группы Splintered Sense (Hard'n'Heavy), автор текстов, художник, переводчик, а теперь ещё, оказывается, и блоггер. Пишите, комментируйте, предлагайте статьи для перевода! Милым и вежливым людям отвечаю почти мгновенно! Facebook: facebook.com/ksenia.kasatkina.1 Twitter: twitter.com/Eominiel Вконтакте: vk.com/id12777007

Добавить комментарий